Жизнь и смерть

Православие и культ «вечной молодости»


Отношение к старению, как к проклятию, рождено атеистическим сознанием.

 

Марина Струкова
Марина Струкова, писатель, публицист,
член Союза писателей России

Стареть нужно с достоинством

 

В детстве я хотела быть старушкой, поскольку окружавшие меня деревенские бабушки выглядели олицетворением уюта, основательности, доброты. В скромных ситцевых платьях и белых платочках, за прялкой или вязанием, они казались сказочными героинями и в то же время хранили большой житейский опыт. Знали деяния святых, местную историю, забавные байки, пословицы и народные песни. Их возраст не напоминал о бренности бытия, эти бабушки - церковницы, песенницы, рукодельницы и огородницы казались вечными - сколько вождей и войн они пережили! При них пьяный комсомолец сжег местную церковь, на месте церкви после войны поставили памятник солдатам, а потом появилась новая церковь - по ходатайству этих бабушек. При них бушевала антоновщина, забирали зерно продотрядники, создавались колхозы, уходили на фронт земляки... Но несмотря на все потрясения, эти женщины оставались деятельными, уверенными в себе, и многие дожили до правнуков.

В деревенской старости была особая философия, особое отношение к жизни, радикально отличающееся от городского. Гармония, покой, близость к природе.

Переехав в Москву учиться, а потом работать, я попала в окружение молодящихся женщин. В тридцать они хотели выглядеть на двадцать, в шестьдесят на сорок. У кого-то это получалось элегантно, как у коллеги И, обладающей тонким вкусом; у кого-то нелепо, как у коллеги К, в пятьдесят надевающей красные колготки под мини-юбку. От визитеров-мужчин дамы ждали комплиментов и тортиков с шампанским, хотя к чему бы носить им тортики с шампанским?

Утратив ощущение реального возраста, некоторые выставляли себя на смех. Так произошло с коллегой С. Эта пышная дама с чертами римской матроны проводила рабочее время в Моем мире на майл.ру, где её поразила стрела Амура.

Коллеге С было 54 года, а объекту её страсти - 24, звали его Стасиком. В Моем мире ее окружало сборище бездельников, часами пересылающих другу другу картинки с цветами, зверюшками и афоризмами. От обмена картинок наша коллега и Стасик перешли к обсуждению житейских проблем. Вскоре С призналась нам, что без ума от молодого человека. На фото мы видели паренька небольшого роста с мелкими, но приятными чертами лица.

Стасик не был альфонсом, но, видимо, у него имелись проблемы в общении с девушками. Поэтому виртуальная дружба с женщиной предпенсионного возраста стала заменой реальных отношений с ровесницей. Страсти кипели нешуточные. Я и другая коллега, делившие кабинет с пылкой С, словно смотрели сериал. Та признавалась, что после ссор с мальчиком рыдает в подушку. Наконец, С начала приглашать Стасика в Москву. Тот приехал. И что же? Оба в первый же день были разочарованы. Она, наконец, увидела, как юн ее воздыхатель, а Стасик, видимо, тоже вернулся в реальность перед лицом пожилой дамы. Он возвратился домой, переписка постепенно затихла. Коллега С помрачнела, разочарование было для нее большим ударом. Вскоре она уволилась и умерла.

Стоит отметить, что увлечения пожилых мужчин девушками выглядели не менее странно. Культ молодости часто ставит в неловкое положение тех, кто пытается игнорировать свой возраст. Молод душой - не всегда означает - энергичен и весел, иногда - просто глуп.

От своей семидесятисемилетней знакомой, которая работает в школе уже полвека, и легко находит общий язык с новыми поколениями учеников, я услышала такую фразу: «Стареть нужно с достоинством». Она никогда не закрашивала седину, отказалась от косметики, ходит в храм.

 

Оптина не Шаолинь

 

Психологи считают, что гнаться за уходящей молодостью нас вынуждает общество. Работающие пенсионеры боятся, что начальство вспомнит про возраст и уволит. Зрелые женщины жаждут внимания темпераментных юнцов. А пожилые мужчины стараются подцепить девушку как показатель своего статуса. К тому же уход за внешностью это борьба со страхом смерти. Хотя ухоженный внешний вид не говорит о том, что все в порядке с организмом. Более того, некоторых «звезд» российской сцены уколы ботокса и липосакция довели до серьезных заболеваний.

Что интересно, даже религиозная пресса следует моде на «вечную молодость», видимо, в погоне за трафиком. Как-то я с удивлением прочла на христианском сайте большой материал, где были собраны высказывания блоггеров о своих бабушках, которых достигли спортивных успехов и теперь в 90 лет могут задрать ногу выше головы - фото были соответствующие. При этом о благочестии «спортсменок» упомянуто не было, оно и понятно - не сочетается сальто с причастием. Также блоггеры хвастались бабушками-модницами, которые в 70-80 лет бегают к косметологам, обожают шансон и ждут в подарок хороший крем от морщин.

Мы никогда не слышали о православных старцах и старицах, занимающихся фигурным катанием или боксом. Физические нагрузки они заменяли трудом - строили и расписывали храмы, возделывали землю, рыбачили, рубили дрова. Клали сотни поклонов перед иконами. Оптина не Шаолинь, где монахи занимаются боевыми искусствами. У России свои примеры праведной жизни.

Было бы естественно увидеть на религиозном сайте рассказы о бабушках-молитвенницах и трудницах, которые дали внукам высокий духовный пример. Но увы, старушка, склоненная перед иконой, менее актуальна, чем севшая на шпагат...

Отношение к старению, как к проклятию, рождено атеистическим сознанием, которое видит себя только телом, одряхление которого означает близость смерти. Поэтому тело мажут кремами, тренируют, пичкают биодобавками, порой шарлатанскими, и при виде каждого прыща предполагают самое худшее. Я видела, в каких паникеров превращались мужчины, считающие себя героями, если речь заходила о их здоровье. Стонущий и рыдающий громила, боксер-любитель, распластанный на диване, вкушающий аюрведические снадобья - такого человека мне приходилось наблюдать не раз. Православие не отрицает ни медицины, ни спорта, но делать культ из того или другого считает абсурдным. А как же душевное здоровье? Душевная чистота? Душевная сила?..

В юности я знала студента, увлеченного спортом. Он качался на тренажерах, принимал препараты, чтобы нарастить мышцы, и выглядел атлетом. Своим красивым телом парень решил воспользоваться прагматично - оставил подружку-провинциалку, прощавшую ему грубость, и сошелся с одинокой москвичкой, зрелой женщиной, к которой перебрался из общаги. При этом периодически задумывался о самоубийстве, то приглядываясь к крюку для люстры, то к трубе отопительной батареи. Когда-то его дядя застрелился, что запомнилось парню. Через много лет я, считавшая, что студент давно стал респектабельным столичным жителем, узнала, что он повесился в 25 лет прямо под Новый год. Груда мускулов - в гробу. Может быть, стоило иногда вместо спортзала заглядывать в храм? Вот только много в нашей стране семей атеистических, по сути забесовленных, где в каждом поколении совершают суицид или верят в колдунов.

Зимой я уговаривала одного товарища, уже немолодого, мать которого переживает тяжелый психологический кризис, направить старушку в храм. Куда там! Мужчина гордо заявляет, что он атеист и в его семье тоже все атеисты. «Что ж, пусть Вы не верите в Бога, но дайте своей матери психологическую отдушину, - говорю я. - В церкви она посоветуется со священником, исповедуется, помолится за близких людей. Это снимает груз с души и дает надежду». Я долго уламывала идейного безбожника, наконец, он сказал: «Хорошо, я передам ей Ваш совет. Но не сейчас. Ведь на улице плохая погода - гололед». Он таки нашел причину не заводить с матерью разговор о церкви, а та и не подумает об этом сама.

Священник и публицист Андрей Ткачев в одной из проповедей поделился воспоминанием о том, как в юности, считая всех стариков умудренными людьми, пытался узнать у них, как следует жить. Но эти люди не могли ответить юноше ничего внятного - их сознание осталось незрелым. Напрасно ждал он от советских пенсионеров даже не философских размышлений, а простых советов, что стоит построить дом, создать семью, трудиться честно, поступать благородно.

Священник констатирует: «Это великая печаль. И это причина того, что не живут до 100 лет, 120, 140, и так далее. Зачем тебе жить долго, если нет ума? Это трагедия мира. Печаль. Но это факт!»

 

Христианское долгожительство

 

Если молодого монаха называют старцем, в Православии это считается комплиментом - признанием мудрости, которой достиг человек. Старость в авраамических религиях - возраст духовных прозрений, величия, опыта.

Большинство святых именно к старости достигают совершенства, когда утихает борение страстей, исчезают иллюзии, а пришедший за советом мирянин виден как на ладони, включая тайные помыслы и неисповеданные грешки.

Библия считает долголетие, величественное и благое, следствием нравственного состояния человека. Она сообщает о том, что Адам и его ближайшие потомки жили не менее 900 лет, потомки Ноя 300-500 лет, Авраам 175, Исаак 180, Иаков 147, Иосиф 110, Моисей 120, Иисус Навин 110. Но поскольку сознание человечества в целом становилось всё более греховным, продолжительность жизни постепенно уменьшалась.

Тем не менее, среди христианских подвижников немало тех, кто достиг более 80-100 лет. В интернете нет единого списка христианских старцев-долгожителей, поскольку эта религия никогда не делала акцент на долгожительстве как самоцели, важны были духовные подвиги. Но можно найти немало житий, где указан преклонный возраст святых. Дорофей Тирский прожил 107 лет, Иоанн Безмолвник 104 года, Павел Фивейский 113 лет, из которых 91 год в отшельничестве, Антоний Великий 105 лет.

Стоит отметить, что важным является то, когда подвижник ушел в монастырь или скит, поскольку треволнения грешного мира подтачивают здоровье. Например, Паисий Святогорец, мудрость которого я очень ценю, прожил 69 лет, не так уж и много, но следует учесть, что его детство и молодые годы были омрачены межнациональными конфликтами, а потом войной, в которой святому пришлось участвовать.

Ученые отмечают, что в обителях Афона средняя продолжительность жизни 87-89 лет, есть те, кто доживает до 90-100 лет. В интернете можно найти информацию о питании и распорядке дня местных монахов, что называют тайной афонских старцев. На самом деле это обычный умеренный рацион без фастфуда и мясных продуктов. Основа питания - рыба, овощи, бобовые, масло оливковое. Разумеется, монахи соблюдают постные дни, когда многие заменяют трапезу горстью сухофруктов и орехов. Встают и ложатся с солнцем, что соответствует биологическому ритму человека. Согласитесь, ничего сверхъестественного.

Но, думаю, настоящая афонская тайна существует, и заключается она не в режиме и диете, не в рыбе под оливковым маслом. Монашеская тайна скрыта в душе - в победе над страстями и обретении благодати Божией. Чтобы постичь это, не каждому хватит века!

 

P.S. Кстати, про коллегу С и ее бойфренда Стасика. В одной из социальных сетей ко мне в друзья попросился молодой священник - его тезка и однофамилец. Внешне похож, только тот, прежний Стасик был улыбчивым, в яркой футболке и джинсах, а этот - бледный, задумчивый, в черной рясе. Неужели такой путь выбрал паренек, который когда-то ввел в искушение мою пожилую коллегу? Точно сказать не могу - не спрашивала.

 
Автор: Марина Струкова, писатель, публицист, член Союза писателей России
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст