Тернистый путь

Ольга Гобзева. Путь к Богу


игуменья Ольга Свято-Елисаветинского женского монастыря, г. Алапаевск
Игуменья Ольга Свято-Елисаветинского женского монастыря, г. Алапаевск

Ольга Гобзева – советская и российская артистка театра и кино. Получила признание после выхода картин «Не самый удачный день», «Однажды 20 лет спустя», «Ехали в трамвае Ильф и Петров» и других. В 1992 году она ушла из профессии, посвятила себя служению Богу.

Ольга Гобзева – коренная москвичка. Она родилась 16 марта 1943 года. Ее родители были верующими людьми, воспитывали пятерых детей. Отец семейства, Фрол Акимович, работал в автопарке гаража Московского Комитета партии. Мама была домохозяйкой, занималась воспитанием детей. Отцу удалось пронести православную веру через всю свою жизнь, он только чудом не пострадал в период массового преследования и гонения верующих. Материальное положение семьи было достаточно тяжелым, однако все дети сумели получить хорошее образование.

Ольга Фроловна с теплотой вспоминает свое детство, в их семье не хватало денег на одежду и обувь, но всегда находились добрые слова и ласка для каждого ребенка. Детей называли только так – Олечка, Танечка, и никак иначе. Молитвенником в их семье был отец, а маму Ольга называет человеком необычайной доброты. Она была очень изобретательной женщиной, всегда стремилась порадовать своих детей. Если в доме не хватало денег на платья для дочерей, мама шила эти платья своими руками, используя лоскуты ситца, которые выдавали отцу для ухода за автомобилем. Ольга тоже занималась рукоделием, всю свою одежду она шила сама.

Однажды маленькая Оля чуть было не скончалась от тяжелой болезни. Отец неустанно молился об ее выздоровлении, и малышка пошла на поправку. Она была успешной ученицей, имела очень хорошую память. Девочке особенно нравилось творчество Пушкина, многие его стихотворения и поэмы она знала наизусть, умела хорошо их декламировать. Школьные преподаватели посоветовали родителям записать Олю в театральную студию, работавшую при Доме пионеров. Именно в это время девочка стала задумываться о карьере киноактрисы.

Образование

После окончания школы она пробует поступить в институт кинематографии. Но ее попытка оказалась неудачной. Через год девушка становится студенткой этого ВУЗа, ее зачислили на курс к Юрию Победоносцеву. Но это был не единственный руководитель, обучавший Ольгу актерскому мастерству, Гобзева с теплотой вспоминает и профессора Бориса Бабочкина. Именно у него она училась на последних курсах института.

Фильмы

Ольга Гобзева
Ольга Гобзева

Карьера этой актрисы началась еще во время учебы в ВУЗе и продолжалась тридцать лет. В ее фильмографии — более 70 работ. Впервые Ольгу пригласили сниматься в небольшой киноленте «Эй, кто-нибудь!», где ее партнером стал Владимир Ивашов. Режиссер Михаил Ромм высоко оценил работу молодых актеров. Его мнение много значило для Ольги, ведь это был человек-легенда, который за свои выдающиеся достижения был награжден несколькими Сталинскими премиями.

Своей первой большой удачей актриса справедливо считает роль в фильме «Мне 20 лет», который снимал Марлен Хуциев. Эта картина, завоевавшая награду Венецианского фестиваля, вся пронизана оптимизмом того времени. В ней снималась целая плеяда талантливых молодых актеров, студентов и выпускников ВГИКа.

После окончания ВУЗа Ольга часто снимается в кино. Она устроилась на работу в театр киноактера, и будет служить в нем до 1990 года. Кроме съемок, актриса озвучивала фильмы иностранного производства. Свои лучшие роли эта актриса сыграла в фильмах «Крылья», «Капитан Соври-голова», «Фокусник», «Операция «Трест», «Портрет жены художника», «Однажды 20 лет спустя».

Ольга работала на одной сценической площадке со многими звездами отечественного кинематографа. Это был Евгений Евстигнеев, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Андрей Мягков, актрисы Римма Маркова, Майя Булгакова. Ее приглашали работать в фильмах Петра Тодоровского, Николая Лукьянова, Элема Климова, Александра Панкратова. Большой своей удачей Ольга считает работу в кинокартине «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Ее партнером по фильму был знаменитый Игорь Ясулович.

Однако самыми любимыми своими партнерами Ольга называет Юрия Богатырева и Олега Даля. Оба этих актера, Юрий и Олег, ушли из жизни очень рано. Их безвременная кончина стала для Ольги настоящим ударом. Она стала искать глубинный смысл происходящего, ее интересовали причины повального алкоголизма в актерской среде, она связывала их с неудовлетворенностью жизнью и ранним профессиональным выгоранием. Это был повод задуматься и о своей жизни, осознать многие ее события.

Уйти из профессии Ольге помог один очень показательный случай. Ее карьера была на высоте, актриса продолжала сниматься, играть на сцене. Роль в пьесе «Сегодня праздник» радовала Ольгу, она с удовольствием перевоплощалась в свою героиню и была интересна зрителям. Как-то в антракте актриса зашла в гримерную, ей нужно было подправить грим, привести в порядок прическу и платье. Когда Ольга посмотрела в зеркало, ей стало очень страшно. Зеркальная гладь отражала совсем другую, незнакомую ей женщину, у которой даже черты лица были другими.

Актриса не узнавала свои глаза, рот, а нос и вообще был с горбинкой. И только платье, отразившееся в зеркале, было все тем же. Ольга пережила сильное потрясение, ей, женщине с устойчивой психикой, мерещилось что-то необыкновенное и страшное. Однако нужно было возвращаться на сцену, антракт подходил к концу. В коридоре она увидела своего 12-летнего сына, который промчался мимо актрисы, совершенно не обращая на нее внимания, как на чужого человека. Точно также, без всяких эмоций, мимо прошествовал режиссер, не узнавая актрису.

Ольга с трудом доиграла пьесу до конца и после этого случая решила расстаться со своей профессией. Объяснить руководству, что с ней происходит, актриса не могла. Она сказалась больной, а затем и действительно тяжело заболела. У нее признали пневмонию. Спектакль убрали из репертуара, поскольку не нашли актрису, которая могла бы заменить Ольгу. К этому времени она уже нашла объяснение судьбоносному случаю со своим отражением – Господь подсказывает ей, что настал момент для нового витка в ее судьбе, где больше не будет места лицедейству.

Постриг

Принятие решения о постриге далось непросто. Перед этим Ольга много думала о своей жизни, беседовала со своим духовным отцом. Наконец она решилась на монашеский постриг. Это событие произошло в Свято-Введенском женском монастыре в городе Иваново. Коллеги и поклонники актрисы, увидев в газетах фото Ольги в монашеском одеянии, сначала подумали, что это ее новая роль. Однако оказалось, что это не так, и нужно было время, чтобы привыкнуть к новому образу знаменитой актрисы.

Приняв постриг, Ольга не испытывала никакого душевного дискомфорта, поскольку ей удалось обрести свое настоящее место в жизни. Она не стала затворницей. В настоящее время Ольга занимается активной социальной работой, связанной с оказанием помощи престарелым актерам. Такую работу проводит благотворительный отдел Московской Патриархии. В этом отделе Ольга Фроловна занимает руководящую должность. Она живет в столице, со своим сыном Святославом и его семьей – супругой и дочерью. На такое жительство инокиню благословил духовник.

Матушка часто бывает на Урале, поскольку она является игуменьей Свято-Елисаветинского женского монастыря, который находится в Алапаевске. В редкие минуты отдыха Ольга уезжает на подмосковную дачу, которая была построена ее отцом. В 2016 году инокиню пригласили стать участницей российской делегации XIV фестиваля театра и кино «Амурская осень». Это мероприятие проводилось в Шеньяне.

 
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст