Святые

Преподобная Рахиль Бородинская (Короткова)
1833-1928


Преподобная Рахиль Бородинская (Короткова)
Преподобная Рахиль Бородинская (Короткова)

Девушка в дорожном платье склонила колени у святыни и зашептала что-то: горячо, совсем по-девичьи. Но глаза были серьезными, каких не бывает в этом возрасте. Девушка не сразу заметила, что рядом со святыней, на месте дежурного, сидит старичок. А когда заметила – изумилась, что на нем очень старая схима. Во время паломничества девушке доводилось видеть схимников, но одеты они были несколько иначе. А этот старичок смотрел на нее весело и как будто хотел благословить. Девушка смиренно подошла.

– Ну что, раба Божия Мария, хочешь быть монахиней?

Девушка только кивнула. В то, что она станет монахиней, она почти не верила. Но ей очень хотелось жить в монастыре.

– Благослови тебя Бог и Его Пречистая Матерь. Ты будешь монахиней, – сказал старичок.

Девушка отошла от святыни, на ее место взошла новая паломница. Слова, сказанные схимником, запали в сердце.

«Ему, наверно, лет сто», – подумала Мария.

Однако такого схимника в Киево-Печерской лавре не было. Когда Мария рассказала духовнику, какого старца она увидела у святыни, ответом ей было:

– Это сам преподобный Феодосий Печерский благословил тебя. Будешь монахиней.

Мария стала не просто монахиней, а схимницей. Ныне она прославлена в лике преподобных – Рахиль Бородинская.

Спасо-Бородинская женский монастырьСпасо-Бородинская женский монастырь

Спасо-Бородинская обитель, основанная стараниями подвижницы Марии (Тучковой), по благословению митрополита Московского Филарета, для России – место особенное. С самого основания обитель эта отличается тем, что здесь каждый день совершается поминовение воинов, погибших на поле брани за Отечество. Даже в кровавые послереволюционные годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей, когда разорялся монастырь за монастырем, эту обитель не посмели закрыть.

Обитель эта известна своими старицами. Одна из них – преподобная Рахиль Бородинская, подвизавшаяся в обители в начале двадцатого века. Скончалась матушка Рахиль в 1928 году – тогда же была закрыта и обитель. Старица предсказала, что ее кончина и закрытие обители произойдут в один год.

Старица Рахиль, в миру Мария Короткова, родилась в купеческой семье. Девочка отличалась особенной набожностью, что порой настораживало родителей. В юном возрасте Мария побывала в Успенской Киево-Печерской лавре и удостоилась видения преподобного Феодосия Печерского, основателя русских монастырей и святого покровителя русских монашествующих. Видение было ответом на молитвы девушки. Мария очень желала стать монахиней. Вскоре Мария заболела – почти ослепла. В болезни девушка дала обещание уйти в монастырь, если исцелится. И действительно, Мария выздоровела. Чтобы исполнить обет и не огорчить родителей, Мария ушла из дома тайно.

Немало пришлось вынести ей на трудном монашеском пути. Мария побывала послушницей в разных обителях, выполняя различные, порой и тяжелые, послушания. Она умела все: шить, доить коров, заготавливать овощи и грибы. Наконец была пострижена в иночество митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), к тому времени уже преклонных лет старцем. В постриге Марии дали имя Павла.

Вскоре игуменья Спасо-Бородинского монастыря, мать Алексия, подала ходатайство о переводе Павлы под ее начало. Так будущая старица оказалась в обители, в которой прожила до конца своих дней, – в родном своем доме. Через двенадцать лет мать Павла была пострижена в мантию с именем Митродора. После пострига монахине снова было видение преподобного Феодосия Печерского. Преподобный в видении передал матери Митродоре кадило, что означало принятие ею даров Святого Духа. Господь сподобил подвижницу видеть духовное состояние человека. Она могла наблюдать, как священник совершает таинства, в каком состоянии: достоин или чем грешен. Она слышала, как поют Ангелы у Престола Божия и видела их. Несколько раз в своей жизни она видела Саму Царицу Небесную.

Мать Митродора с любовью и трепетом относилась к обычаю обители, с которой духовно сроднилась – к поминовению погибших на поле брани воинов. Она молилась о них и порой просила о заступничестве и помощи. Господь показывал Своей избраннице их сонм. Некоторые воины были в белых одеяниях, с венцами на головах. Перед революцией и в первые послереволюционные годы воинов стало больше, у многих уже не было венцов. Это было пророческое видение о грядущей гражданской войне. В последний год своей жизни старица говорила, что «воины заполнили весь монастырь».

Духовной руководительницей мать Митродора избрала схимонахиню Сарру, старицу Спасо-Бородинского монастыря. Мать Сарра порой говорила своей духовной дочери, утешая и ободряя ее:

– А ты, Митродорушка, будешь выше меня.

17 ноября 1915 года мать Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. После пострига матери Рахили явилась Божия Матерь и благословила ее. И по возрасту телесному, и по возрасту духовному она уже была старицей. Ее дары еще давно были замечены людьми, а теперь к ней потянулся поток жаждущих помощи и утешения. После кончины матери Сарры мать Рахиль стала старицей монастыря. Послушание матери Рахили было в богадельне, она была старшей.

Многие сестры обители, да и миряне, приезжавшие за духовным советом и с просьбой помолиться, просили и благословения старицы. Мать Рахиль не знала, может ли она благословлять людей, – ведь она же не священник. Тогда старица обратилась к Божией Матери за помощью и советом. Царица Небесная явилась матери Рахили в тонком сне и сказала:

– Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых.

Так началось для матери Рахили время старчества. И совпало оно с роковыми переменами в Отечестве. Старица по-прежнему совершала поминовение убиенных на поле брани воинов и не оставалась без небесной защиты.

Вскоре после революции представители новой власти прибыли в монастырь – теперь это было, с их точки зрения, народное достояние. На вопрос, кто старший, показали келью матери Рахили. Когда инспекторы зашли в келью, увидели худенькую старушку.

– Проходите, – сказала она, – не хотите ли чаю? Такой неожиданно приветливый прием сбил с толку. Инспекторы согласились выпить чаю с матушкой. Может быть, она, как старшая, сделает какие-то предложения, что-то попросит, и монастырь, так сказать, сдастся без боя. Но когда пришло время уйти, никто из гостей не смог и рукой пошевелить. Гости словно бы приросли к стульям! Им пришлось просить старицу, чтобы она благословила их уйти.

– Дайте слово, что пока я жива, обитель не будет закрыта. Чтобы с вами чего хуже не случилось, – сказала матушка Рахиль.

Инспекторы пообещали. И действительно, пока старица была жива, обитель не трогали. 8 сентября, в памятный для Отечества день Куликовской битвы, мать Рахиль велела позвать к себе духовника обители, отца Андрея, и причастилась Святых Христовых Таин. С этого времени она более ничего не вкушала. Скончалась старица в ночь с 9 на 10 октября 1928 года. Хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Над могилой была воздвигнута часовенка.

Незадолго до своей блаженной кончины старица сказала всем своим чадам:

– Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать.

Это были пророческие слова. Многие люди, знавшие при жизни матушку Рахиль, стали приезжать к ней на могилу. Со времени кончины старицы есть множество свидетельств, что ее молитва помогает преодолеть недуги душевные и физические.

Святая Церковь прославила преподобную Рахиль Бородинскую в лике святых. 28 июля 1996 года она была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии. День ее памяти – 10 октября.

Во Владимирском соборе Спасо-Преображенского Бородинского монастыря есть икона преподобной Рахили. В руке она держит свиток со словами, которые говорила при жизни:

– На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие.

Преподобная мать Рахиль, моли Бога о нас!

 
Автор: Наталия Черных
Из книги: «Подвижницы. Святые женщины нашего времени»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст