Стояние в истине

Пророчества и наставления
старца Серафима Вырицкого


Преподобный Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий, день памяти которого Церковь празднует 3 апреля, по масштабу своей личности сопоставим с величайшими святыми всех времен и народов.

Этот святой предвидел будущий ход событий мировой истории, прозревал в самые глубины человеческих душ. Он устроял судьбы людские и имел такую власть «решать и вязать», что даже мог принимать решения о благовременности не только исцеления, но и смерти. Имеется огромное количество свидетельств того, что по молитвам старца люди выздоравливали от неисцелимых болезней. До сих пор к могилке старца тянется неиссякаемый поток паломников с самых разных уголков нашей планеты.

«Ныне пришло время покаяния и исповедничества. Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли... Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только на пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние... Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».

Отец Серафим на деле исполнил святоотеческий завет: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Отец Серафим предсказал Великую Отечественную войну, разорение Церкви и возрождение веры в России. Он говорил о возрождении древних обителей – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеевского монастыря, Александро-Невской Лавры, Киево-Печорской Лавры. Говорил старец, что Ленинград переименуют в Санкт-Петербург и что настанет время, когда можно будет по радио услышать церковные молитвы, проповеди и духовные наставления.

С первых дней Великой Отечественной преподобный Серафим Вырицкий открыто говорил о победе русского народа. Вырицу в то время заняла румынская часть, которой командовали немецкие офицеры. Им донесли о пророчествах отца Серафима, и вскоре к нему пожаловали незваные гости. Старец сразу поразил их тем, что заговорил с ними на хорошем немецком языке. Немецкий капитан спросил у преподобного Серафима, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Старец смиренно ответил, что этого никогда не будет. Немцам придется поспешно уходить, а самому вопрошающему не суждено будет вернуться домой; при отступлении он сложит голову под Варшавой. По рассказам плененных немцами местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер действительно погиб в районе польской столицы, а невольники были возвращены на Родину.

На вопрос своего духовного сына о будущем России старец предложил ему подойти к окну и посмотреть. Тот увидел Финский залив и множество плывущих под разными флагами кораблей.

— Как это понять? – спросил он у батюшки.

Старец ответил:

— Придет такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго – лет на пятнадцать, потом придет антихрист.

Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство...

Еще рассказывали, как старец говорил: «Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока.

Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и, в конце концов, хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство – это будет преддверие воцарения антихриста.

Потом начнутся гонения на христиан; когда будут в глубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут.

Наступает время лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до этого времени. Мы-то с вами не доживем».

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны отцу Серафиму сказали:

— Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили колокола в церквах...

Старец на это отвечал:

— Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее (войну). Будет очень трудно молодежи.

Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только на пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние... Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.

«Придет время, — говорил подвижник, — когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».

Очень любил старец молодежь. В то время молодые люди почти не ходили в церковь, и он так радовался, когда они приходили к нему. Старец говорил об огромной роли молодых в будущем возрождении Церкви. Он говорил, что наступят времена (и уже наступают!), когда развращение и упадок нравов среди молодежи достигнет последних пределов. Почти не останется не растленных. Они будут считать, что все им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании и банды, воровать, развратничать. Но придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, — и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих. Тогда пойдут молодые в паломничества по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, — так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко.

«Сколько Господь дал благодати России – какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля – она мать, она хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно – им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли».

«Спасение миру – от России, а Петербург станет духовным центром страны. Еще будут великие события в России – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь».

О пути из Петербурга до Вырицы батюшка говорил так: «Сейчас два с половиной, а то и три часа идет паровик, потом пойдут электрические поезда, тогда быстрее будете добираться, а придет время: раз – и другой летит».

После войны старец говорил духовной дочери: «Наступит время, когда вновь пойдет Крестный ход из Казанского собора в Лавру. Ты дождешься». Трудно было поверить в это, но ныне все исполнилось!

«Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира».

Старец предсказал, что у католиков будет папа-славянин.

Говорил отец Серафим о будущем своем прославлении, но добавлял при этом: «Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу... Не хочу, чтобы моим телом торговали».

Из наставлений преподобного Серафима Вырицкого

«Господь силен восставить делателей, если мы будем просить. Давайте же молиться и просить – и тогда из камней восставит Господь избранников Своих».

«Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга».

«Ныне пришло время покаяния и исповедничества. Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем вспоминать, что Бог есть любовь (1 Ин.4, 16), и надеяться на Его неизреченное милосердие».

Старец говорил, что настанет время, когда за каждого верующего будут по 40 человек цепляться, чтобы он вытащил их.

Болящим старец советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Говорил, что сильней лекарства, чем вода и освященное масло, нет.

Молитва

«Молитва ограждает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва близких. Молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу.

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю».

В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной.

Своим духовным чадам старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего». «В этой молитве, — говорил старец, — вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».

Осуждение

«Мы имеем право судить только самого себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы невольно осуждаем его».

Осуждение священников

«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

Поминовении усопших

Старец говорил, что душу нам дал Господь, но тело наше – от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находится в Царстве Небесном, помогают нам.

Терпение скорбей

«Всемогущий Господь управляет миром, и все, совершающееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлечься разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными.

Не сетуй на тяжесть креста, в день скорби поведай печаль твою Господу, и Он утешит тебя».

 
Из книги: «Пророчества и наставления старца Серафима Вырицкого»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст