Семья

Не проиграть детство


Марина Струкова
Марина Струкова, писатель, публицист,
член Союза писателей России

Воспитание детей - путь на котором искупаются грехи родителей.

 

Карты и петарды

 

По вечерней улице бродит ветхая старушка, ей под девяносто. Опирается на палочку, оглядывается. Обращается ко мне:

- Ты ребятишек не видела?

- Видела, на другую улицу пошли.

- Правнучку ищу. Приехала на каникулы и пропадает с ребятами до ночи. А вдруг с ней что-нибудь сделают? Семиклассница. На другую улицу пошли, говоришь? Это к Петровым. Они там в карты до ночи играют. Ох, как бы чего не случилось...

И бредет дальше, задавая прохожим тот же вопрос:

- Вы ребятишек не видели?

Детские компании, шумно матерящиеся, шатаются по провинциальным улицам в выходные и на каникулах. В плохую погоду, как и взрослые, ребята сидят перед экраном телевизора, компьютера или играют в карты на мелкие деньги.

Еще одно тупое занятие стало модным в нашем поселке после появления в магазинах петард. В свободное время дети покупают их в магазине и взрывают десятками. Занятие это не требует ни выдумки, ни сноровки, не дает никаких навыков. Но родителям проще сунуть сыну сотню-другую на пиротехнику и вытолкнуть из дома. Не беда, если выбьет себе глаз.

Даже верующая бабушка в наши дни не всегда залог благонравия внуков, поскольку относится к поколению рожденных в СССР, и к Богу пришла после перестройки.

Помню одну такую - коренастую и громогласную, водившую внуков в церковь, но оправдывающую все их прегрешения. Старший внук - высокий бледный Толик с повадками уголовника был отпетым хулиганом с начальных классов. Но когда учителя жаловались на него, бабушка вставала на защиту широкой грудью, и виноватыми становились все, кроме Толика. После школы тот сел в тюрьму, там украл у другого зека тельняшку, видимо, надеясь выглядеть в ней круче, но был «опущен». Слух об этом докатился до села, но бабушка, умевшая обелить внука, уже покоилась в могиле. А Толик освободился, изнасиловал и убил собутыльника и снова отправился на зону. Умер молодым, в очередной раз вернувшись домой. Сидел на лавочке у бабкиного дома, там и ткнулся лицом в землю. А все начиналось с детской вседозволенности.

Дореволюционные писатели рисовали лубочную картину деревенских вечерок и посиделок, когда молодежь собиралась у какой-нибудь веселой вдовушки и плясала под гармонь. Послереволюционные фильмы оставили сценки в колхозных клубах, где наивные девушки и парни кружились парами под патефон.

Закрывая клубы или отказывая им в полноценном финансировании, чиновники, наверное, полагали, что новое поколение сельчан вернется к вечеркам и посиделкам. Так и случилось. Правда, вместо гармони там музыкальный центр, что понятно, но вместо семечек – курение «дури» и питье самогонки, а вместо флирта порой случаются групповые изнасилования. Да и хозяином избушки является одинокий алкоголик или уголовник. И называют такие пристанища «малина» и «блатхата». Видимо, чувствуют себя их завсегдатаи крутыми парнями и девчонками. Появились такие «малины» в селах еще в 90-е, но тогда действовали клубы, дома культуры, составляя им конкуренцию и отвлекая молодежь от подобных кабаков на дому.

В клубах и ДК каждый заведующий считал своим долгом организовать ансамбль, а то и два-три – взрослый, юношеский и детский, при этом старшие предпочитали исполнять песни 50-60-х и народные, а школьники – современные. Вели всяческие кружки. Потом коллективы таких учреждений стали уменьшаться с шести-семи человек до одного, заглядывающего на работу по воскресным вечерам, чтобы включить музыку для дискотеки.

В городе ситуация еще тяжелее, даже если ребенок не попал в компанию хулиганов или наркоманов. Помню, возле нашего офиса было интернет-кафе. Однажды утром я заметила возле него мрачного подростка с красными от утомления глазами и его мать.

- Почему ты не вернулся вечером? Почему ты ночуешь здесь? - кричала она. Может быть, дома у них не было компьютера или мать не разрешала сидеть за ним подолгу. Но это не принесло в семью гармонии - мальчик предпочитал проводить круглые сутки в интернет-кафе и играть онлайн. Скорее всего, на деньги.

Только запретами ничего не решить, если в семье нет веры, если родители неспособны предложить другое занятие, другую цель. «Многие детей своих учат иностранным языкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, отчего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать; но таинствам веры обучать нужно, и нужно неотменно, и «едино есть на потребу» (Лк. 10, 42). Что во французском или другом каком языке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру?» - рассуждал святитель Тихон Задонский.

 

Христианский досуг

 

Иногда чувствуешь бессилие, пропагандируя здоровые ценности. Общество закоренело в своих заблуждениях. Изменится ли что-то после одной статьи? Нет. А после ста? Я всегда верила в силу Слова. Недаром в Библии сказано: «И Слово было Бог». С помощью постоянной пропаганды можно повернуть развитие общества в любую сторону.

Я уверена, что в провинции, и даже в столице большинство не знает о том, что существуют христианские игры - настольные, для маленьких детей, и компьютерные, для подростков, созданные на основе библейской истории.

Есть немало и нерелигиозных, но безобидных детских и подростковых забав, описания которых можно найти на сайтах, посвященных семье.

Но чтобы ввести такие игры в обиход, нужна инициатива родителей и учителей.

В селе, где я росла, был хороший семейный обычай - родители и дети целой компанией по вечерам играли в лапту на широком лугу. Веселый смех, здоровый отдых, патриархальная идиллия. С тех пор поменялось многое.

Родители, увлеченные собственной работой, не всегда понимают, что ребенку следует найти полезное и познавательное занятие. Конечно в городе проще решить эту проблему. Даже при храмах есть студии и клубы для детей, где православные педагоги помогают им расти физически, интеллектуально, духовно. Приведу несколько примеров для Москвы.

В столице действует Братство православных следопытов, напоминающее организацию дореволюционных скаутов. У него несколько подразделений, где дети занимаются спортом, ремеслами, рукоделием, изучают русскую историю.

У Детский школы искусств имени Балакирева есть отдел духовной музыки, куда принимают с 7 лет. Основной предмет здесь - клиросное пение.

При храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке работает студия иконописного искусства для детей, а при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне открыт кукольный театр-студия, где играют юные артисты.

При храме Святителя Николая в Пыжах есть клуб детского рукопашного боя «Сим победиши», созданный как альтернатива секциям восточной борьбы с буддийской философией.

Но что мешает храмам в небольших поселках и городках создать нечто подобное? Неужели не найдется умеренной суммы, чтобы оплатить преподавателям несколько занятий в месяц?

Есть здесь художники-иконописцы, которые могли бы показать детям азы иконописи. Есть и военные отставники, которые могли бы вести занятия в спортивно-патриотическом клубе. И в любом храме есть регенты с музыкальным образованием, которые способны учить клиросному пению. Но, к сожалению, пока примеры таких проектов - редкость. Потому что нет запросов со стороны общества, со стороны родителей, готовых доверить детей церкви.

Наверное, нужно быть действительно религиозным человеком, чтобы душа просила созидания во имя веры, а не просто обрядности.

«Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание», - говорил о роли родителей Иоанн Златоуст.

 

Ответим Богу за детей

 

Дети - дар Божий. Прежде всего - они чада Творца, а потом - наши, напоминает христианство. Но люди считают, что рожают «для себя», словно в языческие времена, когда ребенка могли убить или продать.

А сегодня детьми манипулируют при разводе, сводя счеты с супругом. Считают их материалом для реализации своих планов. Просто воспитывают в расчете на «стакан воды» через годы.

Российское родительство эгоистично. Сколько раз на улицах поселка я встречала молодых мам, дышащих перегаром и шумно болтающих по телефону, а вслед за ними брели хнычущие малыши.

- Мама, я хочу пить!

- Отстань!

Затем дети подрастают и наступает время родительских обид. Отцы и матери сетуют на непослушание и невнимание ожесточившихся юнцов. И отнюдь не деликатно.

- Лучше бы я тебя в туалет родила! - заявляет мать.

- А я не просила меня рожать! - встает в позу дочь-подросток.

От такой семьи до Православия как до Луны.

С точки зрения христианства, основой для воспитания детей должен быть личный пример. И народная мудрость говорит то же: «Яблоко от яблони недалеко падает». Когда к мудрым монахам приходили миряне просить совета по поводу своих детей, те, прежде всего, советовали именно родителям поменять мышление.

Конечно, и у плохих людей вырастают любящие дети, но их поведение порой шокирует.

Жила в нашем селе разбитная девица, которую звали Ирка Радеха. Грубое прозвище дали за то, что родила вне брака. Такое и сейчас не в чести у сельчан. Ирка попивала, меняла сожителей, даже родственники у нее были странные - двое повесились. Но сын Ирки - темноволосый красивый мальчик рос на удивление умным и вежливым. Звали его Вовой. Паренек окончил школу, поступил в городское училище, часто приезжал к маме. А Ирка по-прежнему пила и гуляла. Вова, несмотря ни на что, любил мать, и если земляки начинали осуждать ее, резко обрывал разговор. Но вот беда - парень стал возить из города наркотики и продавать их сельской молодежи. Сам он свой товар не употреблял. А выручку отдавал безработной Ирке.

Вот трагический пример исполнения заповеди - чтить своих родителей. Забота сына о   матери угрожала гибелью от наркотиков его приятелям. Попытка доброты без Бога...

Ребенок должен уяснить и принять нормы христианской морали. Уметь соотносить их с житейскими ситуациями - действовать как верующий человек.

Вводить мир религии малыша следует постепенно - соответственно возрасту, говорят священники.

 

«Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело. Бог, если так можно выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребенка. Таким образом, ребенок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями», - пояснял Паисий Святогорец.

 

Не следует думать, что церковь учит пасти детей жезлом железным. Святые угодники нередко проявляли себя как знатоки психологии. Так святитель Феофан Вышенский советовал: «Ухитритесь так действовать на ребенка, чтобы он не замечал, что ему приказывают, а делал то, что хотите, будто от себя. Господь да умудрит вас». Актуальный совет для родителей трудного подростка - самолюбивого бунтаря.

То, что церковь призывает к архаике, тоже неверно. Современные священники смотрят новые фильмы, читают новые книги. И советуют воспитывать у детей хороший вкус. Человек, который смотрит качественные фильмы, читает качественную литературу - впитывает правильные идеи. Он не станет поддаваться соблазнам толпы.

Часто выбирая своим уделом одиночество, христианские подвижники в то же время уважали выбор мирян - жизнь в браке и чадородие. Паисий Святогорец отмечал, что семья - основная ценность земной жизни, если ее разрушить, разрушится и духовенство, и монашество.

Преподобный Амвросий напоминал о необходимости научить детей чаще ограждать себя крестным знамением, которое многих спасало от великих бед.

Преподобный Макарий объяснял, что при ссорах в семье нужно в первую очередь укорять самих себя, а преподобный Лев советовал детям и родителям при любой размолвке скорее просить прощения.

Старец Иона Киевский отмечал великую роль бабушки и деда в воспитании внуков. Их богатство - жизненный опыт, они могут научить тому, чему еще не могут родители: миролюбию, спокойствию, смирению, воздержанности.

 

Православная педагогика советует:

 

- Вести христианскую семейную жизнь по духу, а не по обрядности. Сделать так, чтобы чистое, святое, божественное было для ребенка близким с колыбели.

- Сознательно выбрать добрых крестных, чтобы они активно участвовали в жизни крестника.

- Учить религии тактично, чтобы не оттолкнуть ребенка от церкви. Показать красоту христианской жизни, чтобы маленький человек сознательно выбрал ее.

- Обращать внимание на увлечения своих детей и знать, с кем они водят дружбу, оберегать от дурной компании.

- Можно наказывать чадо, но справедливо и по делу. А потом сглаживать конфликт, чтобы никто не таил зло.

- Поощрять самостоятельность ребенка, но внушать уважение к старшим и деликатное отношение к окружающим.

- Воспитывать сознательное восприятие современной культуры, чтобы молодежь отличала подлинные произведения искусства от бездарных поделок.

- Привлекать детей к помощи по дому и к моральной поддержке тех, кто переживает трудности.

- Помнить, что благословение и молитва отца и матери о чадах имеют особую силу.

Если родители будут радовать Бога своей жизнью, дети будут радовать их - вот награда свыше.

 
Автор: Марина Струкова, писатель, публицист, член Союза писателей России
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст