Семья

Для тех, кто потерял ребенка до рождения


иерей Георгий Максимов
Иерей Георгий Максимов

Хотелось бы поговорить о такой эмоционально трудной теме как смерть нерожденных детей. Речь пойдет не о младенцах, убитых посредством аборта, а о тех детях, рождение которых будущие родители очень ждали и желали. Однако смерть их случилась до того, как они родились, по естественным причинам, не зависящим от самих родителей.

Для многих пар это оказывается тяжелым ударом, особенно если это (беременность) происходит впервые для них. Для женщин это больнее всего. Мне хотелось бы сказать несколько вещей, которые на мой взгляд стоит иметь в виду женщине-христианке, пережившей такую потерю.

Во-первых, многих мучает и терзает вопрос о том, почему это произошло именно со мной? Я бы хотел сказать не от книг, а от самой жизни, от опыта: лучше этот вопрос отложить до того времени, когда боль утихнет, потому что в первое время, когда эта душевная боль от утраты очень велика, мы не готовы к каким-либо ответам. Любые ответы и даже само размышление над этим вопросом нам ничего, кроме самотерзания и новой боли, не могут принести. Поэтому самым лучшим и самым правильным будет этот вопрос отложить куда-нибудь подальше в уголок своей души, закрыть его до тех пор пока не наступит время, когда, может быть, мы будем готовы подступить к нему без боли, которая в нас есть сейчас. А сейчас лучше сосредоточиться на том, чтобы вместе быть с любимым человеком - с мужем - и вместе пройти через это трудное, тяжелое, горестное для обоих время. Это самое трудное время нужно просто перетерпеть.

Что касается ответов, я полагаю, что нет универсального ответа для всех, почему это в принципе происходит. Я полагаю, что причина в каждом случае своя. Только сам человек может понять причину, но опять же приступать к этим вопросам, повторюсь, нужно когда уже все внутри успокоится. Пока рана открыта, пока она болит, мы не готовы...

Второй момент, помимо боли утраты и несбывшихся надежд. Для многих женщин здесь сильный удар, т. к. они полагают, что не состоялись как матери. Здесь нужно сказать, что это все-таки не так. Да, вы не увидели вашего ребенка здесь на земле, не увидели, как он растет на ваших глазах, но вы подарили ему бытие. Вы подарили бытие человеческому существу. Тот, кто не существовал, благодаря вам и через вас стал существовать. Его бытие имеет смысл в глазах Бога. Количество нерожденных людей сопоставимо с количеством рожденных - это целое второе человечество. По какой-то причине Господь не допустил им войти в эту земную жизнь, где много радостей, но и много бед и скорбей. Но Господь все делает со смыслом. Значит у бытия этого второго человечества тоже есть смысл в глазах Божиих. Это бытие лучше небытия.

У Господа есть какой-то план на всех этих нерожденных детей. Какой именно? Я не знаю и не буду фантазировать. В Церковном Предании об этом говорится очень немногое. Мне приходят на память только свидетельства святого Андрея, который имел видение, что после Страшного Суда все эти дети получают некое место от Бога и благодарят Его за него. Каких-либо подробностей неизвестно. Придет время и Господь откроет нам все.

Сейчас из того, что мы знаем, можем сказать - вы дали бытие человеку, это бытие не кончится никогда, и он благодарен за это бытие. В глазах Божиих вы - мать, родительница жизни. Все, что с вами произошло, было не напрасно. Ваш ребенок не исчез, он получил бытие, за которое будет всегда благодарить. В этой краткой жизни вы не увидите своего ребенка. Но после Всеобщего воскресения он воскреснет так же, как и вы.

Это правда, что не омывшись Крещением, никто не может войти в Царствие Божие. Но как говорит святой Григорий Богослов, такие младенцы будут у Бога и не прославлены и не осуждены. Тот, кто входит в эту жизнь, либо совершает что-то достойное награды, либо наказания. Те, кто не вошли на поприще этой жизни, не совершили ни достойного награды, ни наказания. Но у Бога есть для них план.

Хотя невозможно не скорбеть из-за утраты, не стоит позволять этой скорби слишком сильно терзать и разрушать себя. Я знаю примеры, когда некоторые женщины годами не могут выйти из депрессии, связанной с такой потерей. Они становятся неуверенными в себе, все время возвращаются к тому, что произошло. Не стоит этого делать.

Я напомню слова святого Антония Великого - в ответ на вопрос, как спастись, он назвал три условия. Одно из них было - не жалей о том, что прошло. Из того, что было, можно сделать какие-то выводы о будущем, но постоянно копаться в прошлом, возвращаться (тем более в такое болезненное событие) совершенно бесполезно и даже вредно.

Некоторые в этой скорби начинают роптать на Бога, полагая, что Он обязан был сделать так, чтобы их не коснулось то, что касается многих женщин на земле, что в их случае этого не должно было произойти - у них обязательно должен был родиться ребенок. Они обязательно должны были порадоваться его возрастанию, а раз этого не случилось, то как будто в этом вина Бога. Как бы ни было трудно, нужно доверять Богу, потому что мы не знаем всего - ни того, что случилось бы с нашим ребенком, не знаем, что случилось бы с нами. Мы ничего не знаем о будущем. Господь же знает все и выбирает лучшее для всех.

Образец отношения к этим тягчайшим утратам детей явил праведный Иов, который услышав о том, что все его дети погибли, сказал - «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно.» Повторение этих слов приносит в душу человека больше утешения, чем какой-то бунт, ропот или постоянное самокопание, возвращение к прошлому.

Будьте ближе к вашему мужу. Мужья, будьте ближе в этот период к вашим женам. Не отдаляйтесь друг от друга. Ту любовь, которую вы готовы были излить на вашего ребенка, излейте сейчас на вашего супруга или супругу. Вы вместе пройдете это трудное время и уже за следующим поворотом жизненным Господь подаст вам утешение.

Я знаю много примеров женщин, которые сталкивались с такой утратой. В последствии они рожали детей и утешались в них. Знаю женщин, которые пережив такое, получали утешение от Господа и другим образом. Нужно двигаться вперед. Наступит время и мы получим все ответы, как сказано в Писании, что в Царствии Божьем Бог отрет всякую слезу. Не будет повода для горевания и сетования. Доверимся Господу, как бы ни было тяжело сейчас, нужно перетерпеть это время, и радость вернется в вашу жизнь.

 
Автор: иерей Георгий Максимов
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст