Подвижники веры

Протоиерей Анатолий Малинин (1925–2004)


Протоиерей Анатолий Малинин

Протоиерей Анатолий Иванович Малинин родился 14 октября 1925 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в деревне Кудрово Карамышевского района Псковской области, в семи километрах от Порхова. Родители его Иван Степанович и Мария Яковлевна были крестьяне, люди простые, трудолюбивые и добросердечные. Кроме Анатолия в семье было еще четыре сына. Иван Степанович любил ходить в церковь, но детям его религиозность не передалась.

Анатолий был тихим, углубленным в себя ребенком, много читал, у него было тонкое врожденное чувство красоты. Он умел находить красоту во всем: в природе, в музыке, в слове...

Когда началась коллективизация, которая многих крестьян сорвала с места, Иван Степанович перебрался в Порхов. В 1936 году Анатолий, окончил школу в деревне Кудрово и переехал к отцу в Порхов, где продолжал учебу в школе-семилетке, которую окончил в 1941 году, буквально перед самой войной. Жили они с отцом в сторожке при закрытой Никольской церкви в Порховской крепости. Здесь же жил и священник этой церкви, вернувшийся из тюрьмы и лишенный властями права служить.

Когда началась война, и немцы заняли Порхов, было разрешено совершение богослужений в Никольском храме. Иван Степанович стал работать церковным сторожем, а кроме того – прислуживать священнику. Народу на службы приходило все больше, и отец начал привлекать в помощники сына. К этому времени относится настоящее обретение веры,– шестнадцатилетним юношей вступил он в жизнь Церкви.

Шел 1942 год. В Порхове появилось много беженцев. Среди них была Анна Ивановна Ильина, которая с четырьмя детьми приехала из Пушкина Ленинградской области. Будучи глубоко верующим человеком, она часто ходила в церковь, где Анатолий и познакомился с ней. В 1943 году Анатолий отправился Вильнюс и поступил на пастырские курсы при Виленском Свято-Духовом монастыре, где проучился всего один год. Но этот год стал определяющим в его судьбе. Интересно, что среди учащихся был и Николай Гурьянов, поступивший на те же курсы годом раньше. Наверняка они встречались, но познакомиться Господь не привел.

Когда советские войска начали наступление на Вильнюс, курсы закрылись. Анна Ивановна Ильина, переписку с которой Анатолий поддерживал все эти годы, пригласила его к себе в латвийский город Лудзу, где проживала с тремя детьми (одного из сыновей она похоронила в Порхове) и работала прачкой в немецком госпитале. Анатолий с благодарностью принял это спасительное приглашение и вошел в радушную семью Ильиных. Он разделял с ними все их труды, усердно помогая во всем. Там, в городе Лудзе они и дожили до 1945 года; по окончании войны вернулись на родину: Ильины – в Ленинград, а Малинин – к родителям в Порхов.

По возвращении он поступил псаломщиком в Покровскую церковь села Жаборы Порховского района и в 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию с третьей попытки. Причем приняли его сразу в третий класс. В семинарии он учился вместе с будущим Патриархом Алексием (Ридигером), с которым у него были дружеские отношения. В числе одноклассников были также будущие протоиереи Евгений Ефимов, Василий Ермаков († 2007), Игорь Ранне († 1982).

Много значило для него и духовное общение с преподобным Серафимом Вырицким, которого Анатолий посещал вместе с другими семинаристами и который благословил его на служение Богу и людям.

Окончив семинарию, Анатолий Малинин в том же 1949 году поступил в Духовную Академию, но проучился на очном отделении лишь два года. Встретив юную красавицу Ирину Егорову, он принял решение жениться и уйти на приходское служение. Летом 1951 года состоялась свадьба и вскоре Анатолий был рукоположен во диакона, а 15 июля 1951 года епископ Лужский Симеон (Бычков) († 1952) возвел его в сан пресвитера.

Свой первый приход отец Анатолий получил недалеко от Гатчины, в селе Воскресенском, недалеко от станции Суйда. Здесь, в Воскресенской церкви, он прослужил всего четыре месяца, а затем его перевели в храм во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Ленинграда. В феврале 1952 года он перевелся в село Черное на берегу Ладожского озера.

В феврале 1954 года отца Александра Ильина перевели из Луги в Новгород – настоятелем в единственный действовавший тогда в древнем русском городе Никольский собор на Ярославовом дворище, который был восстановлен трудами прихожан послевоенного города. При получении нового назначения он попросил митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) († 1955) дать в помощь четвертого священника. Владыка согласился, и отец Александр тут же отправил приглашение отцу Анатолию в Черное, которое было принято.

В сентябре 1954 года священник Анатолий Малинин переезжает в Новгород, отныне его жизнь будет связана с этим древним городом. В 1970 году протоиерей Анатолий Малинин закончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

19 сентября 1956 года он стал участником великого, незабываемого события: в Никольский собор из Новгородского музея были переданы мощи святителя Никиты, епископа Новгородского († 1108). Вместе с мощами передали и древнюю раку, в которой, по преданию, покоились некогда святые мощи благоверной княгини Анны Новгородской, а теперь в нее положили святые останки святителя Никиты.

Наступило время хрущевских гонений на Церковь. В 1962 году закрыли Никольский собор. Ночью, в праздник Воздвижения Креста Господня, после акафиста Животворящему Кресту, из Никольского собора иконы, святые мощи, и вся церковная утварь были погружены в грузовик и перевезены в церковь апостола Филиппа.

В те годы в Новгороде жило еще живы были подвижники благочестия, хранившие память о Святой Руси: архимандрит Валентин, духовник Царской Семьи; отец Петр (Чесноков), которому святой Иоанн Кронштадтский предсказал священство... По словам протоиерея Иоанна Миронова, в те годы у новгородских священников «было единое сердце и единые уста».

В 1966 году протоиерей Александр Ильин по болезни ушел за штат, в связи с чем указом архиепископа Новгородского и Старорусского Сергия (Голубцова; † 1982) от 25 января 1967 года протоиерей Анатолий Малинин был назначен настоятелем церкви апостола Филиппа.

Тридцать лет прослужил отец Анатолий в церкви апостола Филиппа, и в 1992 году был переведен во вновь открывшийся собор Святой Софии, где и совершал свое пастырское служение до последнего дня своей жизни († 2004).

 
Источник: http://alexandrtrofimov.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст