Наши святыни

Святые источники
преподобного Сергия Радонежского


Святые источники преподобного Сергия Радонежского село Радонеж
Источник, село Радонеж

В живописной местности в Подмосковье находится знаменитая и особенно почитаемая православными людьми Свято-Троицкая Сергиева лавра. Даже при советской власти, после того как миновала пора наиболее жестоких гонений на религию, монастырские церкви были возвращены верующим. Монастырь действовал, в его храмах проходили богослужения.

Основателем Свято-Троицкой лавры является преподобный Сергий Радонежский. Жил этот подвижник в XIV в., в пору возвышения Москвы и первых крупных побед в борьбе с ордынскими завоевателями.

До принятия монашества Сергия звали Варфоломеем. Он был вторым сыном боярина Кирилла. Последний из-за притеснений со стороны московских властей покинул родной Ростов и вместе с семьей переселился в Радонеж – небольшой городок на территории Московского княжества.

Отроческие годы будущего великого святого проходили в молитве, труде и учении. Варфоломей с юных лет отличался добротой, честностью, смирением и глубокой верой в Бога. Именно он стал опорой для состарившихся отца и матери – не покидал их, несмотря на свое призвание к монашеской жизни. Лишь после смерти родителей Варфоломей оставил суетный мир, чтобы иметь возможность более усердно служить Богу.

Очевидно, Варфоломея не устраивал ни один из известных ему монастырей, поскольку монашество после утверждения над Русью ордынского господства долгое время пребывало в упадке. Как свидетельствует автор жития этого святого, подвижник решил удалиться в глушь дремучих лесов, подальше от людского жилья.

Вместе с Варфоломеем в лесную пустынь отправился и его старший брат Стефан, к тому времени овдовевший и принявший постриг в расположенном неподалеку от Радонежа Хотьковском монастыре.

Братья отыскали в лесу на небольшом холме полянку, на которой можно было поселиться. Поблизости находился источник воды, в округе – достаточно деревьев для строительных работ и для отопления жилья.

А шумные дороги и мирские селения остались далеко в стороне.

«И исшедша обходиста по лесом многа, и последи приидоста на едино место пустыни в чащах леса, имуща и воду», – такие строки об основании Варфоломеем и Стефаном новой обители можно найти в «Житии Сергия Радонежского».

Местность, где они остановились, располагалась примерно в десяти верстах от Хотькова. Холм назывался Маковицей, или Маковцем, поскольку возвышался над округой, подобно маковке. Ходили слухи, что и прежде праведные люди ощущали здесь особое присутствие благодати. Некоторые видели необычный свет или огонь.

Боярские сыновья сами рубили лес, своими руками построили хижину и небольшую церковку, которую решили посвятить Святой Троице. Однако Стефан не выдержал исполненной трудностей и лишений жизни в лесной глуши. Он ушел в Богоявленский монастырь, расположенный в Москве. На протяжении нескольких лет Варфоломей, который принял монашеский постриг с именем Сергий, находился в лесной пустыни в полном одиночестве.

Впоследствии по русской земле распространились вести о его духовных подвигах, и к нему начали приходить другие иноки, надеявшиеся отыскать мудрого духовного наставника. Каждый монах сам сооружал для себя келью, сам выращивал овощи на огороде.

Когда иноческая обитель на холме Маковец разрослась, строения на ее территории были ограждены деревянным тыном. Такие меры предпринимались, чтобы защититься от диких зверей.

Первоначально в затерявшемся в лесной глуши монастыре не было начальника и даже постоянного священника. Только всеобщее уважение к преподобному Сергию позволяло ему руководить обителью. Но когда число братьев увеличилось, преподобный Сергий, согласно распоряжению церковных властей, был рукоположен в иереи и назначен настоятелем. Тогда он ввел в основанной им обители общежительный устав: отныне монастырское хозяйство велось силами единой иноческой общины.

В связи с этим изменилась планировка монастыря. Если сначала постройки располагались хаотично, то теперь обитель приобрела более организованный облик. В центре возвышалась деревянная церковка, а вокруг нее располагались избушки-кельи, трапезная и хозяйственные строения. Вокруг выросла более мощная, чем прежде, деревянная ограда. Главный вход украшала надвратная церковь Святого Димитрия Солунского.

Еще в первые десятилетия своей истории подмосковный монастырь получил широкую известность, а к его настоятелю с глубоким уважением относились московские князья, виднейшие русские иерархи и даже константинопольский патриарх. Хорошо известно, что митрополит Алексий хотел назначить своим преемником именно Сергия Радонежского.

Однако было бы напрасно полагать, что существование основанного Сергием монастыря оказалось безоблачным. Сначала эта иноческая обитель отличалась крайней бедностью. Не хватало самого необходимого – воска для свечей, ладана для каждения, хлеба и вина для совершения литургий. Испытывал монастырь и нехватку воды.

Как уже сообщалось выше, на месте, избранном Сергием и его братом для жительства, был небольшой родник. Он мог обеспечить водой одного или двух отшельников. Но когда на холме Маковец поселилось много монахов, воды этого источника стало не хватать. Вскоре он совсем пересох. Монахам приходилось тратить немало времени и сил, чтобы доставить к своим кельям воду из протекавшей в окрестностях речки.

Некоторые иноки стали роптать на преподобного Сергия за то, что он основал обитель в непригодной для житья безводной местности. Напрасно было убеждать их, что настоятель не стремился создавать монастырь, а искал только место для уединения и молитвы. Потому он не заботился о близости воды, что сам не страшился тяжелого труда и не видел большой беды в том, что воду приходится доставлять издалека.

Но недовольство братьев не утихало. Тогда святой Сергий призвал монахов не унывать, а усерднее молиться Господу. Он напомнил им библейский рассказ о том, как по милости Божией была изведена вода из камня в безводной пустыне.

Однажды игумен Сергий, взяв с собой одного из монахов, пришел с ним к лесному овражку, который находился у подножия монастырского холма. Здесь никогда не было родников, и лишь после дождя осталось немного воды в небольшой лунке. Преклонив колена, святой стал молить Бога явить славу Свою и даровать воду на сем месте так, как некогда Он чудодейственной десницей Своей источил для людей воду из камня в засушливой пустыне. Затем Сергий крестным знамением осенил собравшуюся в овражке дождевую воду. Тотчас произошло несказанное чудо: из-под земли хлынул обильный поток прохладной ключевой воды.

Происшедшее лишний раз укрепило доверие иноков к их наставнику. Монастырь с тех пор перестал испытывать нехватку воды. Более того, уже вскоре стали известны примеры исцелений от чудотворного источника, названного богомольцами Сергиевой рекой. Люди стали издалека приходить к Свято-Троицкой обители за живительной водой, доставить которую просили их близкие, страдавшие какими-либо недугами или болезнями.

Когда преподобный Сергий узнал о славе обретенного по его молитве источника, он стал убеждать монахов не называть родник его именем. Смиренный игумен говорил, что не он, а милосердный Господь утешил Своих рабов и дал им воду. Внимая просьбам своего наставника, монахи прекратили называть святой источник Сергиевой рекой.

С тех пор прошло более шести веков, а святой источник Сергия Радонежского на территории Троице-Сергиевой лавры существует и по сей день. Он по-прежнему считается чудотворным. Правда, теперь на месте родника установлен колодец. Ведь воды со временем становилось все меньше, и чтобы до нее добраться, приходилось глубже раскапывать землю.

Кроме того, с именем преподобного Сергия предание связывает несколько других почитаемых народом источников. Ведь Сергий был умелым плотником и, помимо прочего, сооружал колодцы над источниками ключевой воды. Другие почитаемые источники, хотя и были обретены независимо от преподобного Сергия, тоже имеют непосредственное отношение к его биографии или к судьбам близких ему людей.

Например, почитаемые народом источники существовали в Хотькове. Этот населенный пункт важен для православных верующих в первую очередь, потому что на территории местного Покровского монастыря приняли постриг и окончили свой земной путь праведные родители радонежского игумена – Кирилл и Мария. Здесь в пределах трапезной Покровской церкви находились захоронения этих святых, несколько лет назад удостоенных официальной канонизации.

В годы советской власти Хотьковская иноческая обитель оказалась закрыта. Была разрушена монастырская церковь и уничтожены святые колодцы. Восстановление началось с конца 80-х гг. минувшего столетия.

Сейчас существует источник близ Спасо-Преображенской церкви в Радонеже – селении, в котором проходили детские годы великого подвижника.

А еще известны колодцы в городе Киржаче, где Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский монастырь, в Старо-Голутвинском монастыре в Коломне, в городе Петровске (по пути из Переславля-Залесского в Ростов), у стен Подольского монастыря недалеко от Москвы, у реки Дубенка за селом Стромынь.

Святые источники преподобного Сергия Радонежского Гремячий ключ
Источник Гремячий ключ

Особенно знаменит подобный водопаду ключ Гремячий в Малинниках, находящийся примерно в 14 км от Троице-Сергиевой лавры. Он дает очень много чистой воды, обладающей к тому же целебными свойствами. Исследователи отмечают, что эта вода минерализована.

Согласно одному из преданий, основатель Свято-Троицкой Лавры остановился отдохнуть здесь, на левом берегу речки Вондига, в то время, когда вместе с одним из учеников направлялся в Киржач. В этом месте старец долго молился об объединении Руси и свержении иноземного господства. Молитва праведника была услышана, и в ознаменование этого Господь даровал благодатный ключ. Родник пробился на склоне холма, когда святой Сергий ударил посохом о сухую землю. Гремячим же источник прозвали за то, что шум водного потока был слышен в округе за несколько верст.

В наши дни к источнику ведет высокая деревянная лестница. При роднике устроены купальня и душевая, так что можно окунуться в прохладную воду или встать под устремляющуюся с высоты струю. Считается, что разные потоки этого родника помогают исцелиться от определенных болезней.

К святому источнику постоянно приходит множество людей, особенно в праздничные и воскресные дни.

Интересно также следующее предание, относящееся к источнику Сергия Радонежского.

Старший брат преподобного Сергия, Стефан, впоследствии возвратился из Москвы в монастырь на холме Маковец. В беседах с иноками он стал высказывать недовольство тем, что начальствует в обители его младший брат. Ведь он старше и также участвовал в основании монастыря.

Услышав об этом, Сергий молча покинул свой монастырь и отправился лесными дорогами в сторону Кинелы. По пути он зашел в отстоящий на 35 верст от его обители Махрищский монастырь, получивший название от протекавшей поблизости речки. Эта иноческая обитель также была посвящена Пресвятой Троице. Основателем и игуменом монастыря был друг Сергия Радонежского Стефан Махрищский, выходец из прославленной Киево-Печерской лавры.

Сергий намеревался найти в окрестных лесах новое место для уединения и молитв. Он просил Стефана, лучше знавшего округу, помочь ему в этом. Тогда Стефан Махрищский поручил своему ученику Симону провести радонежского игумена по ближайшим пустынным дебрям. Сам он последовал вместе со своим духовным другом до места, находящегося за три версты от Махрищского монастыря, то есть до источника. Отдохнув около лесного родника, друзья простились. Стефан возвратился в свою обитель, а Сергий в сопровождении Симона обошел окрестные леса и избрал для пустынного жительства красивую местность у реки Киржач.

Исчезновение игумена огорчило иноков Сергиевой обители. А когда стало известно о его местопребывании, они начали переселяться из прежнего монастыря на реку Киржач, к преподобному Сергию. Здесь был посторен деревянный храм. Так Сергий основал еще одну иноческую обитель. По-видимому, святой вместе с верными учениками намеревался навсегда остаться в новом монастыре. Однако прожить ему там довелось только четыре года, поскольку иноки прежде основанного им монастыря Живоначальной Троицы обратились к митрополиту с просьбой вернуть к ним их любимого наставника.

Сергий Радонежский возвратился и снова стал управлять Свято-Троицкой обителью. А неподалеку от Махрищи, над источником, у которого происходило дружеское прощание двух святых подвижников, богомольцы впоследствии возвели часовню. Поскольку родник считался чудотворным, к нему совершался в старину крестный ход из ближайшей приходской церкви.

Что же касается лавры, то на ее территории находится не менее знаменитый святой источник Иоанна Крестителя, чудесным образом обретенный в 1644 г. Он расположен у юго-западного угла храма Успения Богоматери. В монастыре сохранилось предание о том, как, испив воды этого источника, прозрел слепой инок Пафнутий. Над родником была возведена красивая каменная часовня. В настоящее время посещающие Троице-Сергиеву лавру паломники не оставляют этот чудотворный источник без внимания. Здесь набирают святую воду, чтобы привезти ее домой, иногда в весьма отдаленные края.

Недалеко от монастыря находятся два других известных источника. Они посвящены святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Савве Сторожевскому.

Один из упомянутых родников расположен рядом с Келарским прудом. Другой родник назван в честь ученика Сергия Радонежского. Как известно, прежде чем основать монастырь в окрестностях Звенигорода, Савва Сторожевский на протяжении шести лет являлся игуменом Свято-Троицкой Сергиевой обители. По примеру своего учителя он также с помощью молитвы открыл родник как раз в то время, когда братия испытывала недостаток в питьевой воде.

Троице-Сергиева лавра всегда играла заметную роль в истории России. С именами Сергия Радонежского и его учеников исследователи связывают духовное пробуждение русского общества в XIV в. К началу XVII столетия относится самая героическая страница в истории лавры: во времена Смуты монастырская крепость выдержала длительную осаду отрядов Тушинского вора (Лжедмитрия II). Несколько десятилетий спустя за защитой в Сергиеву обитель обращался в час опасности молодой Петр I. Цари и царицы совершали паломничества в Троице-Сергиеву лавру, иногда преодолевая пешком весь многокилометровый путь от Москвы.

Значительное место занимает знаменитый подмосковный монастырь в истории культуры. Здесь начинал монашеский путь всем известный иконописец Андрей Рублев, который недавно был удостоен церковной канонизации. Именно для Сергиевской обители Рублев написал самое выдающееся свое произведение – икону «Святая Троица».

Красивы заметные издалека златоглавые монастырские храмы и грозные крепостные стены. Величественные здания Сергиевой обители радуют глаз тех, кому довелось побывать в подмосковном Сергиевом Посаде.

А еще достопримечательностью Троице-Сергиевой лавры являются ее чудотворные источники, и поныне привлекающие православный народ.

 
Автор: Ирина Анисимова
Из книги: «Чудотворные православные источники России»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст