Духовная жизнь

О преступлении и милосердии


6 марта 1994 г.

Протоиерей Василий Ермаков
Протоиерей Василий Ермаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Как бы люди не утешали себя, не внушали, не говорили себе, что все, к чему стремлюсь, что совершаю, — это мое право, право делать все, что хочу, невзирая на мир окружающий, на людей, с нами живущих.

Это — ложное заблуждение. Оно убивает в душе человека тот обличающий голос совести, который предупреждает и говорит каждому из нас: — не делай, не совершай, не стремись. Почему? Первые заповеди Бога-Отца, которые он дал на Синайской горе, были: не желай, не делай, не сотвори и прочие, то есть заветы с отрицанием — «не», этот глас тебя предупреждал, что за все свои деяния ты дашь Богу ответ. За все, что совершаешь. Эта великая правда Неба, правда Божия, что ежедневно возвещается в Святой Церкви каждому входящему в Храм, каждому слушающему — Слово евангельское Благовестия, что наступит для человечества Страшный Суд Господень. Совершится второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю. Но Он придет уже не как искупитель наших грехов, а как Судия мира земного. И надо помнить, что за каждый твой поступок тебе воздается должное.

В нашей повседневной жизни мы видим массу преступлений. Это человекоубийство, грабежи, насилия, грех сладострастия. И когда закон карает тебя, человек зла, ты начинаешь кричать, обращаться за помощью: помогите, простите, да я не знал, то есть обращаешься к милосердию. Но где же в то время, как ты творил зло, было Божие слово — нельзя? Где оно было? И все идет от ложного убеждения, что там загробной жизни не существует, а здесь я уж как-нибудь вывернусь. Жизнь наказывает преступников мира, начиная от властей и кончая последним карманным вором. И опять снова вопль: Я не так хотел, да я не знал...

Я — является царем зла. Но и получи, и не только здесь на земле, но и на страшном Суде Господнем. При власти большевиков церковь в течение семидесяти лет подвергалась гонениям, особенно это относится к первым десятилетиям преступной власти, когда священнослужителей и просто глубоковерующих топили в баржах, расстреливали, истязали. А в священном для каждого русского месте, в Кремлевской стене замуровывали прах умерших бандитов, повинных в смерти сотен тысяч православных людей, как бы в назидание народу: вот, мол, какая им честь...

А как сегодня мы относимся к тем «сильным мира сего?» Не буду повторять, вы это знаете. Людской суд над ними, над их памятью свершился уже, но впереди еще — Страшный суд. В сущности, они уже получили воздаяние: даже земля их не приняла и только пепел их замурован... Но это — не прославление мощей, это явное наказание. И упреждение народу и особенно молодому поколению — смотрите, что ожидает Богоотступников, —земля их не приняла! И придет время, вырвут оттуда прах и рассеют по ветру. Жизнь напоминает, призывает не делать греха, не считать, что тебе все дозволено, но, к несчастью, этой вседозволенностью одержимы сегодня многие: по городам и весям России ежедневно идут убийства, насилие, разбой. И никто не борется с этим злом! А зло порождает новое зло.

Но есть и другая сторона жизни, это светлая праведность, жизнь праведников, мучеников, кто добровольно принял страдание за Господа нашего Иисуса Христа, кто не отдал наше Православие на поругание, кто ценой своей жизни сказал правду о Вере. Вот к ним-то мы и тянемся. Душа наша, душа русского человека знает, что праведники пострадали ради нас, ради нашего вразумления, спасения! Вот во имя чего они с верой и радостью отдали жизнь. Мы чтим их. От нас, по слову Евангелия, не требуется каких-то великих подвигов, требуется одно: прояви милосердие, посети болящего, поддержи старость, укажи путь веры. И не осуждай тех, кто несет крест жизни безропотно, терпеливо, совершая подвиг служения Богу и не говори, что люди виноваты в моих страданиях! Вот тогда мир, тишина, спокойствие и любовь, и внутреннее совершенство озарят мир нашей души, мир радости и мы чувствуем, слышим голос своей уже освященной совести, что мы нашли правду жизни, встали на путь Божий, что это путь к Храму, к Богу, к вечности, к обители Отца Небесного.

И Бог не оставляет нас без вразумления, напоминания. Нашу волю он не сковал требованием великого подвига; делай то, что доступно исполнить каждому человеку. И тогда зло бессильно, потому что нас хранит сила Благодати Господней. Мы, христиане, посещающие Храм и исполняющие завет Бога, радостные, от нас идет внутреннее излучение, и люди зла это видят, чувствуют. И вы знаете это по примеру своей жизни: идешь из храма и слышишь: ах, идет богомолка, ах, она опять была в Храме...

И если прежде большевики прямо преследовали верующих, то зло это и поныне осталось в душах многих людей, они-то и стремятся отвратить христиан от Храма. Зачем? Не хочешь — не ходи, не желаешь — не надо. Но зачем нас, христиан, трогать? Зачем нас унижать своей тупостью и безбожием? Но грех и строится на осуждении: если я не верю, пусть все не верят, если я нарушаю закон, пусть все нарушают, как будто мне от этого что-то прибавится!.. И тех, кто послабей, совращают с праведного пути.

Священный долг каждого православного христианина — хранить веру, любить Божий Храм, ходить в церковь, чтобы здесь, в общей церковной молитве получить силу Благодати Господней. И — отдавать эту силу ищущим, тем, которые, быть может, стыдятся прийти к нам. Им-то и надо рассказать о Боге, о цели нашей жизни. А цель наша — не здесь заполучить побольше материальных благ, благ земных, ибо, повторяю, с собой, в вечность мы не сможем взять ничего, кроме добрых дел наших, добрых поступков, чтобы там, на Страшном Суде, дать ответ за всю нашу жизнь. И пусть мысли о том, что трудно поститься, трудно молиться — не смущают сердце наше.

Идите за Богом, за Христом, собирая по крупицам добродетели жизни здесь на земле. Это в наших силах. Не поддавайтесь лишь злу жизни, — я хочу, я требую, совершу... Помните другие слова: нельзя, не положено, не должно, не буду. Не потакайте своим страстям, помните слова молитвы ко святой Божией матери: «... и погаси пламень страстей моих, ибо нищ есть и окаянен».

Верить в Христа Спасителя, нести этот свет Благодати в мир, нас окружающий, мир зла, страданий, невежества. Да пусть Господь наш поможет нам достойно вступить на порог Поста Великого, свершить все, что начертано нам и с Верой встретить Страшный Суд Господень.

Аминь.

 
Автор: протоиерей Василий Ермаков
Из книги: «Проповеди протоиерея Василия Ермакова»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст