Духовная жизнь

Как вести блог по-христиански?


* * *

Как вести блог по-христиански?

Блог — дневник, который автор ведёт в интернете, наполняя текстами, иллюстрациями и видео. Первые блоги появились в начале 90-х годов XX века. Сегодня в мире сотни миллионов блоггеров. Каждый имеет возможность для самовыражения — достаточно аккаунта в социальной сети. Для кого-то блоггинг — развлечение, для кого-то профессия, для кого-то инструмент политической пропаганды или религиозной проповеди.

Но виртуальное равенство возможностей не тождественно равенству нравственному. Поэтому пространство интернета напоминает поле, где рядом с добрыми посевами процветают сорняки.

 

Сор - из избы

Моя знакомая писательница превратила свой конфликт с отцом в реалити-шоу. Она регулярно публикует в блоге отчёты о столкновениях с ним. Живут отец и дочь в одной квартире, и каждый жаждет избавиться от неприятного соседства. Что говорить, поведение родителя далеко не адекватно. Он поставил на свою комнату железную дверь с глазком. Свой холодильник опутал цепью, замкнутой на амбарный замок. При встрече с дочкой в коридоре или на кухне бросает в неё тяжёлые предметы или многозначительно поигрывает ножом.

В то же время мы не знаем, что именно довело отца до этих крайностей, поскольку он блог не ведёт и жаловаться всему миру не имеет возможности. Моя знакомая тоже не ангел и всегда называла своих родителей «биологическими», давая понять, что миссией этих жалких существ было рождение её — великой писательницы. После очередного поста о семейной ссоре эта дама выставляет целую колонку счетов, прося финансовой помощи. Поскольку вынуждена платить квартплату за отца, алименты ему же, и так далее. Так длится годами. С одной стороны, у человека проблема. С другой, она никогда не работала...

Я периодически заходила в её блог, чтобы узнать, что нового натворил её отец, и какую отповедь ему придумала моя знакомая. И только работая над этим текстом, понимаю, какой букет недостойных чувств рождают у меня эти визиты:

— Любопытство.

— Гордыня.

— Осуждение.

А ведь сказано в Библии: «Не ходи сплетником в народе своём» (Левит 19:16). Так вводит нас в соблазн социальная сеть.

 

Конечно, этот пример — крайность, но я часто сталкиваюсь с тем, что люди выносят на суд всего русскоязычного Интернета свои семейные дрязги. По крайней мере, несколько френдов в Фейсбук ругают в блогах бывших жён, иногда сразу двух-трёх.

Любовницы мечтают разрушить чужие семьи. Дети оскорбляют родителей.

«Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою» — пишет прп. Ефрем Сирин.

 

Много лет назад я прямо в Интернете поссорилась со своей родственницей. Имя не называю. Она любила постить депрессивные тексты, в которые я не верила. Симпатичный муж, красивый дом, две машины, эффектная внешность — так почему она постоянно ноет и стенает в своём блоге?

С жиру бесится! Ей бы Бога благодарить! — Решила я и сказала нечто ядовитое. С тех пор мы несколько лет не общались и только недавно сделали шаг к примирению. К чему были её жалобы в пустоту и какой смысл в моей критике? Празднословие от беса...

 

Откровенность — от слова «открывать» — свои чувства и мысли. Откровение, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Оно может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников.

Но наши личные откровения столь ничтожны, что лучше молчать, если не способны сказать ничего достойного. Ведь молчал даже Иоанн Златоуст, который когда-то решил использовать дар слова только для молитвы, за что и получил своё прозвание, ибо молчание — золото.

 

Что есть искренность и откровенность для христианина? Предлагать собеседнику лучшее, а не худшее в себе. Ибо лучшее в нас изначально - от образа Божьего. А худшее - вторично, привнесено в человеческий характер Искусителем.

 

Священники - лидеры мнений

В соцсетях зарегистрированы сотни священников-блоггеров. Церковь давно приняла этот факт и даже издала памятку о том, как духовному лицу подобает вести себя в Интернете.

«границы возможного использования, например, так называемых «мемов» и трендовых тем определяются нормами пастырской этики и эстетики», сказано в документе.

«Священнику стоит остерегаться тем, которые способны разделить православных верующих по политическому, социальному или этническому признаку...»

Под запрет попадают только самые одиозные или независимые личности. Так, отец Андрей Федосов был временно запрещён в служении за симпатию к Ленину и закрыл свой блог. А неординарный Владимир Головин потерял сан, по официальной версии, за провокационные высказывания.

 

В том, что священники ведут блоги, тоже есть соблазн: кто-то может принять их субъективное мнение за официальную позицию РПЦ. Мнение духовного лица способно изменить жизнь человека, а если оно ошибочно?

Тем не менее, только на youtube можно найти десятки каналов, созданных священниками. У Константина Пархоменко — 56317 подписчиков, у Георгия Максимова —38213 подписчиков, у Александра Кухты — 25964 подписчика и так далее.

О чём рассказывают эти лидеры мнений? Новости, история, богословие. Например, отец Александр Кухта объясняет, за что на самом деле сожгли Джордано Бруно; рассуждает, можно ли делать тату, в частности, религиозного содержания; высказывает своё мнение о Гарри Поттере, «Игре престолов» и аниме; даёт оценку таким явлениям как сталинизм, закон, эволюция и многое другое.

Протоиерей Андрей Ткачёв - остроумный и дерзкий блоггер. С ним можно во многом не соглашаться, но нельзя не ценить его красноречие и умение зажечь аудиторию.

 

Есть священники, которые целенаправленно миссионерствуют, но есть и те, кто просто рассказывает о своей жизни. Есть блоги матушек — кто-то погружается в быт и воспитание детей, кто-то философствует.

Дневник попадьи на youtube, возможно, разочарует атеистов — выясняется, что матушка ездит в город на попутках или на автобусе, что есть у них с мужем огород и домашняя скотина: козы, утки, индейки. Много детей, масса забот. Далеко не роскошная жизнь, в которой обвиняют церковнослужителей атеисты. И эти простые видео — урок для зрителей, которые пишут: «Батюшка - мастер на всё руки, и ремонт, и просфоры, и сад, и хозяйство. Благослови вас Господь! Глядя на вас, матушка, мне стыдно стало за свою слабость и ропот! Спаси вас Господь!»

Блоггер-христианин может поучиться у священников их подходу к ведению блога и творческим находкам. Понять, какие темы стоит обсуждать публично, а каких лучше не касаться.

 

Практическое Православие

Общаясь с людьми, мы учимся Православию на практике. Это возможность исполнить заповеди, воплотить в жизнь евангельские строки, последовать советам святых отцов.

К нам в блоги являются единомышленники, оппоненты и просто случайные люди со своими комплексами. Порой приходится прощать неприятные замечания, высокомерие, иронию.

Я никогда не отвечаю на хамство и брань в соцсетях аналогичной грубостью и матом. Пытаюсь деликатно переубедить собеседника. Увы, никогда не бывало, чтобы человек взял себя в руки и вернулся к цивилизованному общению. Наоборот, мою вежливость принимают за слабость и неумение ответить в хамском тоне. После ряда попыток я была вынуждена согласиться с теми, кто советует блокировать наглецов в самом начале дискуссии. Поистине: «Не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6).

Вспоминая такие диалоги, а также нецензурные послания оппонентов в «личку» Контакта, я соглашаюсь с идеей регистрации в соцсетях по паспорту. Всё равно большинство использует анонимность для демонстрации своих пороков, а не для борьбы за высокие идеалы.

 

Трясти своим грязным бельём в блоге бессмысленно. Неужели там можно найти настоящее утешение и мудрый совет от таких же грешников?

В социальных сетях люди чаще укрепляются в своём грехе. Ведь там ищут не истину, а оправдание своим порокам! Никто не хочет услышать, кто он на самом деле.

Извращенец находит таких же извращенцев, которые одобряют его поведение: держись, брат/сестра! Мы с тобой! Мы тоже другие, особенные, непонятые толпой...

Уголовник находит таких же уголовников. Наркоман тусуется среди наркоманов.

Грех растёт в прогрессии. Виноват ли в этом интернет? Только отчасти — каждый находит там то, что ищет: развратник — порнографию, а праведник — поучения старцев.

 

Блоги способны открыть о человеке не только то, что ему желательно. Так, если сын моего православного знакомого воображает себя в блоге людоедом Шреком, возникает вопрос: а что на самом деле происходит в этой семье? Папа ныряет в прорубь на Крещенье, мама даже дома ходит в платке, а сын обожает монстра.

 

Священник Олег Стеняев категоричен: «Обычным людям не нужен интернет как источник информации, им он только во вред, особенно детям. Читайте Священное Писание и там найдете информацию о том, что весь мир во зле лежит. Если говорить о священнослужителях, то они должны использовать интернет в миссионерских целях, ведь Христос тоже в ад сходил. Интернет — это территория врага, на которой должны действовать объединенные миссионерские группы».

Но не во всём можно согласиться с пастырем. Есть онлайн-библиотеки с хорошими книгами. Есть и сообщества увлечённых творчеством, домоводством, невинными хобби вроде рыбалки или рукоделия.

Человек, здоровый духовно, тем более, искренне верующий, найдёт пользу в соцсетях. В то же время они не станут для него альтернативой реальности. Ведь интернет-зависимость это безнадёжное бегство от уныния, а такая капитуляция для христианина не свойственна.

 

Услышать друзей

Когда человек ведёт блог, то злоупотребляет френдингом ради количества читателей. Это эгоистичный подход. Многие, словно глухари по весне, токуют, слыша себя одного. И что ещё хуже - считая правыми только себя. Но если мы не способны внимать ближним, то как услышим Бога?

Настоящая дружба требует внимания к людям, участия к их скорбям, радости за их успехи. И это по-христиански, поскольку должно любить каждого.

Дружба вдохновляет на примирение, если произошла размолвка. Христианство — религия объединения во имя Господа и вовлечения в свой круг неофитов.

Дружба способствует жертвенности, отказу от своих амбиций ради другого индивидуума.

В социальных сетях труднее поступать так, поскольку мы не знаем «френдов» лично и вряд ли встретимся с ними. Поэтому блоггинг не развлечение, а испытание для верующего человека.

Недавно я заметила сериал «Бог зафрендил меня», где к главному герою-блогеру на Фейсбук в друзья явился Бог. Парень долго не принимает Его дружбу, поскольку является атеистом. Но в итоге начинает помогать людям, которых рекомендует Всевышний.

На самом деле Богу не нужен Фейсбук, чтобы стать другом каждому из нас. Он предлагает эту возможность в Библии.

 

Как вести блог по-христиански?

Христианин должен оставаться таковым и в виртуальном мире. Исходя из рекомендаций священников и евангельских истин, можно сделать выводы:

1. Регистрируйся под своим именем, это избавит от соблазна вести себя вызывающе.

2. Избегай размещения непристойных изображений, сообщений и видео.

3. Не выноси на суд мира интимные проблемы своей семьи, это дурной тон.

4. Отвечай людям вежливо, не провоцируй на скандал.

5. Сотрудничай с другими блоггерами в благих целях, особенно с единоверцами.

6. Содействуй добрым начинаниям — благотворительности, экологическим проектам.

7. Миссионерствуй, если уверен в своих знаниях, чтобы не быть посрамлённым язычниками.

И не забывайте мудрость Писания: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).

 
Автор: Марина Струкова, писатель, публицист, член Союза писателей России
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст