Азы православия

Жертвенность разумная и безрассудная


Жертвенность разумная и безрассудная

Библия о жертвенности

Библия рассказывает, как Бог постепенно открывает человеку смысл угодной Ему жертвенности. В той мере, в какой человек готов к принятию новых смыслов.

Первый этап. Человек приносит в жертву животных, птиц, плоды земли. Это упрощённое языческое понимание дара Богу в обмен на благосклонность.

Второй этап. Господь даёт понять, что Он ждёт не просто откормленного тельца, а, прежде всего, искреннего чувства любви и преданности человека.

Третий этап. Бог в лице Иисуса Христа сам приносит себя в жертву за человечество. Жертвы кровавые больше не нужны, достаточно молитв, воскурений ладана, огня свечи. А любовь к Богу должна выражаться через любовь к ближнему, через самоотверженные поступки, смирение страстей, покаяние и благотворительность.

«Жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:17-19).

 

Жертвенность - одна из основных христианских ценностей. По определению большинства словарей, «пожертвовать» — значит отказаться от чего-то важного и нужного во имя кого-то или чего-то другого. Жертвой могут стать материальные блага, личный комфорт, время, здоровье, покой. Есть люди и ценности, которые дорого обходятся нам.

Человек может пожертвовать своей жизнью во имя своих религиозных принципов или ради ближних - на фронте или в экстремальной ситуации, но это его добровольный выбор. Святитель Николай Сербский: «Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение».

 

Героическая и обыденная жертва

В наше время жертвенность встречается реже, утверждает пресса. Это качество обесценилось. На пьедестал вознесён эгоизм. Но с этим можно не согласиться. Люди продолжают жертвовать своими интересами ради других. Среди наших современников по-прежнему немало героев. Их имена и поступки остаются в истории. Это хороший пример и оправдание ныне живущих поколений перед Богом.

 

Самый юный герой 2018 года - девятилетний Максим Богдан из Рязанской области. Мальчик спас из горящего дома брата и троих сестёр. Восьмиклассники из Алтайского края Никита Чебаевский и Данил Косихин вытащили из реки друга, получившего травму, отнесли в больницу.

Полтора года пролежал в коме и умер в декабре шестнадцатилетний парень из Северодвинска, Иван Крапивин, защищавший мать от насильника. Он получил травмы, оказавшиеся неизлечимыми.

В наше время считается хорошим тоном критиковать полицию. Но для этих людей подвиг - часть жизни. Старший лейтенант полиции Михаил Полхлебов в свой выходной день, в гражданской одежде, без оружия стал свидетелем нападения на сотрудников автозаправки. Он вступил в схватку с вооруженным преступником и задержал его. А мог бы игнорировать происходящее. Давайте больше говорить о таких людях, видеть лучшее в соотечественниках.

 

Принято сетовать, что в наши дни о героях пишут меньше, чем о звёздах шоу-бизнеса. Но оказывается, даже в числе звёзд Голливуда есть те, что спасали людей, рискуя жизнью. Кто бы подумал. Например, Кейт Уинслет вынесла старушку из горящего дома. Брэд Питт спас женщину из-под колёс автомобиля. Том Круз вытащил из перевернувшейся машины двух людей за минуту до того, как машина загорелась. Есть и другие актёры, которые проявили героизм не только на экране, но и в реальных ситуациях. Человечество не безнадёжно.

 

И среди обычных людей, в быту встречается обыденная, но достойная уважения жертвенность. Когда родственники ухаживают за больными, когда родители не отрекаются от детей-инвалидов, когда люди просто помогают друг другу сделать ремонт или убрать урожай.

Вспомним, как Христос, посещавший Лазаря и его сестёр - Марфу и Марию, из которых первая занималась домашними делами, а вторая сидела у ног его и слушала, сказал:

«Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Но кого из этой семьи он больше любил? «Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря». Прежде всего Марфу, которая суетилась, чтобы накрыть стол и создать уют. Труд был её жертвой Божественному гостю.

 

Волонтёрство - богоугодная жертвенность. Молодые люди тратят время и деньги не на свои развлечения, а на поиски пропавших соотечественников, кормление бездомных; возят продукты в глухие сёла для забытых обществом стариков. И спасение бродячих животных, сбор средств для них - тоже жертвенность, ведь человек отвечает за мир, дарованный ему Богом.

Протоиерей Сергий Николаев: «Жертвенность называют «святым великодушием» — мелким душам она не свойственна. Мелкая душа у эгоиста. Он всеми силами старается сохранить свое при себе, не уступить, не отдать, не потерять. Но в то же время на других людей он смотрит, как на своих должников, обязанных уступать, отдавать и жертвовать собой ради него. И когда этого не происходит, очень огорчается».

 

Сегодня на алтарь веры нужно положить самовлюблённость, низкие страсти и тёмные желания, дабы огонь веры испепелил их, очистив наши души.

 

Когда добродетель - ложная

Жертвенность прекрасна, но порой Дух зла делает её своим орудием - для посмеяния человека. Самые добрые и чистые люди попадаются в эту ловушку. Вспоминаю одну ситуацию.

Бабушка Варя, знакомая моих родственников, жила в соседнем селе. Маленький деревянный дом она делила с внуками, на которых тратила свою пенсию, заработанную в колхозе. Родители внуков погибли в аварии, бабушка посвятила им жизнь и тратила все средства, чтобы мальчики ни в чём не нуждались. В чёрном платочке и синем рабочем халате беспрестанно суетилась по дому. К тому времени, когда я узнала об этом семействе, внукам было уже под тридцать лет.

Проходя мимо, я видела внуков бабушки Вари на пороге. Это были плечистые, обросшие, словно неандертальцы, здоровяки, дружно пьющие пиво. Забор у дома покосился, вокруг рос густой бурьян. Внуки нигде не работали. Иногда они пытались устроиться в местное акционерное общество - так теперь называли колхоз, их брали из жалости к бабушке Варе, но парни не выдерживали испытательный срок и уходили в загул. Они не беспокоились за своё благополучие - пенсию старушка тратила на них.

Наверное, в их обросших физиономиях она сумела разглядеть «образ Божий» и пребывала в состоянии благочестивой самоотречённости. Но чем более возвышалась духом и истончалась телом бабушка Варя, тем больше дичали её подопечные.

 

Видимо, однажды ей открылась жестокая правда. Весной, после Пасхи, бабушка Варя появилась перед своими внуками в беленьком платочке и новом платье, держа в руках чемодан. Она объявила, что отправляется в поездку по святым местам. Внуки были подхмельком, поэтому не сразу осознали важность этого объявления. Они проводили бабушку до автобусной остановки, которая, кстати, находилась в десяти метрах от дома, и облобызали на прощание. Бабушка Варя сказала, что в кладовке оставила им припасы. Припасами оказались - банка варенья и пакет пшена. Братья протрезвели. Они надеялись, что без старушки совсем расслабятся, а тут надо было думать о пропитании. И главное - на что они будут покупать спиртное? Несколько дней братья крепились и ждали бабушку Варю. Они перерыли весь дом, надеясь, что обнаружат припрятанные деньги, но ничего не отыскали, а ценных вещей на продажу тоже не нашлось. Бабушка Варя предусмотрительно отнесла старинные иконы к подруге, оставив только бумажный образ «Неупиваемая Чаша», скорбно взирающий со стены. Когда внуки съели всю пшенную кашу и варенье, они быстро поняли, что на столе не скатерть-самобранка, и что кормить их больше некому.

Соседи взаймы не давали. Воровать было страшно.

Наконец старший брат взялся за ум, отправился в правление акционерного общества - устраиваться на работу. Как раз шёл сев и парня приняли помощником комбайнера. Он выпросил аванс, но страшась голода, не стал пропивать его, пришёл в магазин за продуктами. Вскоре старший брат пригнал в правление младшего, и тому тоже нашли занятие. Внуки начали трудиться, а бабушка Варя всё не появлялась.

Конечно, добрая старушка пролила немало слёз в своём путешествии, вспоминая о внуках, но она понимала, что действует во благо им. Вернулась она только через месяц, не сразу узнала трезвых, побритых и подстриженных внуков и вознесла благодарственную молитву «Неупиваемой Чаше». Конечно, братья не смогли полностью отказаться от алкоголя, но теперь они держались за работу. Потому что бабушка Варя при виде бутылки на столе начинала собирать чемодан и заводила речь о святых местах.

Так отказ от безоглядного альтруизма принёс всем благо.

 

Паразитизм на чужой жертвенности - проблема всероссийская. В интернете сотни однотипных обращений к психологам и просто пользователям форумов: «Сын (дочь) не хочет работать. Что мне делать?» Вот, к примеру: «У меня проблемы со взрослым сыном. Ему 26, образование есть, но он сидит дома, на моей шее. Выпивает, часто смотрит порно, включает громко, я вынуждена всё слушать. Что мне делать? Как помочь ребёнку?»

Самый популярный совет страдающей матери, или страдающему отцу - не кормить отпрыска и не оплачивать ему интернет. Поскольку интернет - любимое убежище этого паразита, где он играет, чатится, смотрит кино. Потом идёт на кухню и опустошает холодильник, где всё куплено на родительскую зарплату. Но такой совет возмущает родителей - ведь в великовозрастном Митрофанушке они продолжают видеть беззащитное дитятко. Чаще в такой ситуации страдает мать, поскольку жертвенность ради детей свойственна женщине. Но бывает, наследник отбирает пенсию у постаревшего отца, да ещё и поколачивает его. И родители боятся прибегнуть к радикальным методам.

 

Ложной добродетелью называют священники такую жертвенность. Пока родители опекают взрослого сына (дочь), их чадо всё больше развращается, потакает своим порокам, нарушает заповеди, включая ту, что говорит о почтении к матери и отцу. Их деньги ребёнок тратит на свои похоти - родители оплачивают его падение. В такой ситуации грешат все и никто не спасётся!

 

Другой распространённый случай бессмысленной жертвенности - когда один из супругов терпит пьянство, наркоманию или измены другого. Обычно своими интересами жертвует женщина. Она считает, что детям нужен отец, что муж пропадёт без неё. Порой она подкрепляет себя христианскими тезисами о всепрощении, считает, что это её крест. Но дети растут нервными и несчастными, наблюдая деградацию отца, а позже сами создают аналогичные семьи, где один из супругов - тиран, другой - жертва.

Есть и другой тип отношений, где паразитом является женщина, которая швыряет деньги мужа на свои прихоти и наряды. А он надрывается на работе, пока не получает инфаркт. Мученик ли он, чьи средства тратились не на благотворительность, не на разумные нужды семьи, а на брендовые сумочки и айфоны последней модели?..

Психолог скажет, что это не жертвенность, а взаимозависимость, когда жертве хочется верить в своё благородство, когда она гордится своим служением иждивенцу. Гордыня, а не благочестие заставляет некоторых терпеть чужой произвол, чтобы говорить окружающим: «Я столько для него сделала!», «Я всё отдал ей!», «Знаете, чего мне стоило сохранить семью!»

 

И совершенно преступная ситуация, когда распутный отчим совершает насилие над пасынком или отец убивает ребёнка, а мать оправдывает мужа/сожителя. Это предательство невинного чада в угоду нездоровой страсти, которую женщина считает любовью. Таких случаев немного, но они встречаются в любой стране мира.

 

Сомнительной считаю я жертвенность и в том случае, когда человек отправляется воевать за границу, воодушевлённый пропагандой. Идеологи могут оправдать любую войну в любой точке мира, если это выгодно политикам. Но Библия смотрит на убийства иначе. И Иисус Христос отнюдь не был римским легионером, которые захватили полмира для амбициозных императоров.

Но если человек идёт на фронт, чтобы заслонить собой свою семью и собственную страну, его жертвенность, как и воинственность, оправданы библейскими законами и долгом заботиться о ближних.

 

Есть жертвенность разумная и жертвенность безрассудная. Бог дал человеку разум, чтобы каждый властвовал над эмоциями и инстинктами. Чтобы мы могли взвешивать чужие слова, отделяя ложь от истины. Чтобы шли своей дорогой, а не чужой. Чтобы жертва вела к спасению души, а не к её вечной погибели.

 
Автор: Марина Струкова, писатель, публицист, член Союза писателей России
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст