Интересные люди

Про Колю


Про Колю

Когда на своем жизненном пути мы встречаем человека, неполноценного физически, в душе у нас рождаются разные чувства: это и сострадание, и какая-то внутренняя боль, и желание чем-то помочь - у кого какие. Но такие немощные люди сами часто бывают очень сострадательны и отзывчивы к чужой боли. По словам старца Паисия, те, кто переносит свои физические скорби и болезни с благодарностью Богу, приравниваются к мученикам и исповедникам.

У Николая, или просто Коленьки, как его называли многие прихожане Константино-Еленинского собора, был диагноз - ДЦП. Ходить ему было очень нелегко, тем не менее каждый день он с большим трудом добирался до собора, молился на Литургии, а иногда оставался и на вечерню. Каждое всенощное бдение обязательно молился в храме.

Его появление в соборе всегда сопровождалось шепотом прихожанок: «Коля, Коленька пришел...» И каждая старалась подать ему копеечку или пряник с конфетой.

- Помолись за внучку, поехала учиться...
- Помяни тяжкоболящую Елену, мою свекровь...
- Коленька, помолись за сына, пьет он...

Это все сообщалось ему шепотом, и на каждую такую просьбу он кивал в ответ и говорил: «Спаси, Господи». Причем кивал не быстро, не с важностью, а сосредоточенно-смиренно, и, глядя на него, можно было быть уверенным: не забудет, помолится, помянет грешных, страдающих, заблудших. Все дары и приношения Коленька брал без ложной скромности, но что-то никогда не было видно, чтобы он ел конфеты или хотя бы сушки.

Перед Литургией Николай обходил все иконы в храме и расцеловывал их так, как будто он встречался с самыми родными и близкими людьми; молился, истово крестился, а после окончания службы выходил в церковный двор и садился на лавочку. Здесь его снова окружали с просьбами помолиться, в основном те, кто не успел попросить о молитве на службе. В течение нескольких часов он сидел на лавочке, и в это время к нему вновь и вновь подходили люди, что-то подавали, просили помолиться, просто здоровались с ним. Этот человек, совершенно невзрачный, ничем не привлекательный, убогий, притягивал к себе людей как магнит - это было удивительно. Еще удивительней был тот факт, что посещавшие собор люди, подходя к Коленьке поздороваться «вместе со всеми», то есть в первый раз, в ответ на приветствие: «Здравствуй, Коленька!» - могли услышать ласковое: «Здравствуй, Мариночка», например. Да, Николай нередко называл по имени незнакомых людей. Бывало и так, что он невзначай говорил человеку несколько слов, и эти слова служили ответом на вопрос, долгое время мучивший того человека. Это в основном не вызывало удивления у прихожан собора, многие уже знали, что Николаю Господь нередко открывает Свою волю.

Просили молитв у Коленьки и священники. На вопрос: «Почему?» - отвечали: «Он много страдал».

Просили молитв у Коленьки не только бабушки, но и священники, монахи. На первый взгляд было непонятно, почему служители алтаря Господня просят молитв у скромного убогого прихожанина, но их ответ всегда был прост: «Николай много страдал». А страдал он действительно немало.

Жизнь Коленьки была полна мученичества. Его мама погибла по вине близкого человека, с которым Николай был вынужден совместно проживать всю оставшуюся жизнь. Этот факт он воспринимал с полной покорностью воле Божией. Часто Коленька ходил на могилу матери, молился там. Однажды компания ребят проходила по кладбищу мимо того места, где он молился. Парни толкнули Николая, а он, не удержавшись на ногах, упал лицом на пики могильной ограды. Так он лишился глаза.

Бывали такие периоды, когда Коле становилось очень трудно ходить. Он не мог удержать равновесие при ходьбе и неоднократно падал на улице. Добрые люди поднимали его, ставили на ноги, а он, пройдя определенное расстояние, вновь падал, его вновь поднимали, и таким образом он продолжал свой путь в храм. Придя в собор, он в изнеможении садился на скамейку, и было заметно, что ему очень тяжело. Но вот заканчивалась служба, и Коленька, отдохнув в церковном дворе, отправлялся в обратный путь. Бывало и так, что, когда он прикладывался к иконам, из-за того, что надо было сделать от иконы шаг назад, он терял равновесие, начинал падать, хватался за подсвечник, падал вместе с ним, а сверху на Колю сыпались горящие свечи и лилось масло из лампады. Он смущенно поднимался с помощью подоспевших прихожан, поправлял одежду и продолжал свою молитву. Без тени ропота, упрека и обиды на Того, Кто создал его именно таким.

Проходили годы, прихожане собора и батюшки и монахи по-прежнему просили Коленьку о молитве, которая считалась особо ценной в очах Божиих. Но однажды зимой Николай пропал. Он долгое время не появлялся в храме. Усердные прихожане сходили к нему домой, и выяснилось, что и дома Колю тоже давно потеряли. Родственники подали в розыск. В соборе начали усердно молиться о безвести пропавшем Николае.

Батюшка почувствовал, что пропавший Николай здесь, в алтаре - и понял: сегодня 40 дней со дня его кончины.

После Рождества Христова священник, из числа тех, кто просил Коленьку о молитве и в свою очередь молился за него, вынимал частицы перед началом Литургии, и в этот момент он почувствовал, что Николай стоит рядом с ним здесь, в алтаре. И тогда батюшка каким-то неведомым ему образом понял: сегодня 40 дней со дня кончины праведника. Священник рассказал об этом чудесном явлении собратьям, и, посоветовавшись, решили все же поминать Николая о здравии, так как у Бога все живы.

Весной, когда начали таять высокие снежные сугробы, тело Николая было обнаружено в лесополосе за городом. Судебная медэкспертиза восстановила картину мученической кончины Коленьки. Зимой он был сбит машиной, но остался жив. В бессознательном состоянии его отвезли в лесополосу, где он скончался от травм и мороза. Тело его вмерзло в сугроб.

Такой мученической смертью закончилась мученическая жизнь праведного Николая, который явился перед Богом «яко злато, в горниле искушено» (Прем. 3: 6). Его примером Господь показал нам, что для любящих Бога нет препятствий в богоугождении. Физически немощное тело - не преграда горячей во Христе душе. Жизнь Коленьки дала нам понять, что в основе оправдания себя в том, что не всегда так просто бывает ходить в храм, выстаивать службы, молиться, лежит только наше саможаление. «Все могу во укрепляющем меня Христе» (Флп. 4: 13), - говорит апостол Павел, и подтверждение его слов Господь явил нам в жизни человека, который не только душой, но и своим убогим и немощным телом всегда стремился к Богу.

 
Автор: Татьяна Беккалиева
Источник: www.pravoslavie.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст