Жизнь и смерть

Верные в малом


Художник Жан-Франсуа Милле
Художник Жан-Франсуа Милле

Когда мы, маленькие, обычные люди, начинаем размышлять о мире, о жизни и о себе самих, то иногда нам становится себя жаль.

Вся наша жизнь проходит в мелких событиях и мелких делах, которые в общем течении жизни даже и не заметны. Проживем мы свой век и оставим неприметный след только в самом узком кругу, в котором общались. Однажды мы погаснем для этого мира, не оставив ему ничего значительного и вечного. Люди, знавшие нас, будут нас вспоминать еще какое-то время за наше добро или зло, но вот и они нас понемногу забудут. Когда пройдет лет двадцать после нашей кончины, вряд ли кто-нибудь на этой земле вообще уже будет помнить о нас.

Правда в том, что мы маленькие люди и наши дела неприметны для мира, но и Бог не мерит все дела теми мерками, какими их меряем мы, люди. Ибо и за нас, неизвестных, умер Христос, и Он назвал нас братьями Своими меньшими, и нам по нашим силам дал заповедь – чтобы мы были Ему верны в малом (Лук. 16, 10). Пока ходил по земле, Он именно малым и незнатным оказывал огромную любовь. Незнатными в глазах мира были те, кого Он избрал своими учениками, незнатные женщины помогали Ему и сопровождали Его, незнатными были друзья, в дома которых он входил. Он не побрезговал говорить о самых возвышенных вещах с простой женщиной, с которой встретился у колодца Иаковлева, не побрезговал войти в дом малого мытаря Закхея, не оттолкнул презренную грешницу, омывшую ему ноги в доме Симона Прокаженного.

Ко всем этим бедным и униженным Он относился с таким же уважением, с каким и к «величайшему среди рожденных женами» – святому Иоанну Крестителю. Ибо для Него все – сыновья и дочери небесного Отца, все для него одинаково дороги, все – его младшие братья.

Поэтому мы не должны сожалеть о том, что, возможно, не сможем принести миру великих свершений и что, возможно, нас люди не смогут вспомнить по чему-либо особенному. Для Бога довольно того, что мы будем верны Ему в малом: в преданном исполнении ежедневных дел, в ревностном выполнении мелких обязанностей, которые Бог возлагает на нас и которые мы взяли на себя.

Ибо зачем мечтать о великих и постоянно пренебрегать маленькими делами, которые нам Бог ежедневно посылает для исполнения: кому-то помочь, кого-то утешить, проявить по отношению к людям, с которыми мы встречаемся в жизни, знаки доброй воли и любви? И зачем мечтать о любви к целому миру, а не выносить и тех нескольких человек из своего ближайшего окружения и тем паче иметь какого-нибудь соседа или соседку, родственника или родственницу, с которыми мы не разговариваем?

Будем верными Богу в малом, и не будем ждать от жизни каких-то особых триумфов. Все, сделанное по доброй воле и от чистого сердца, Бог принимает как величайший дар, даже если это и что-нибудь самое незначительное в очах людей.

В Евангелии мы встречаем трогательную сцену, когда Спаситель стоял перед Иерусалимским храмом и смотрел, как люди оставляют жертвы. Подошла и одна бедная вдовица и со стыдом опустила в сокровищницу свои две лепты. Что для людей значили эти две монетки?! Но в очах Спасителя это была великая, самая большая жертва, потому что она принесена была от всего сердца.

Не меряет Бог дела по внешнему величию, но по внутреннему содержанию. Поэтому Апостол и советует: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 23). А, служа окружающим людям, мы на самом деле служим Господу.

У Льва Толстого есть потрясающая история об иеромонахе Сергии, подвизавшемся в одном скиту, но которому Бог в качестве примера ставил одну пожилую госпожу, которая, бедно одетая, целыми днями бегала по городу, давала уроки и таким образом содержала больного зятя и дочь с многочисленными детьми. Она делала это и не задумываясь над тем, что этим действительно служит Богу и что верна Ему в малом.

Жития святых полны таких малых Божиих тружеников. И первый по времени христианский святой – святой архидиакон Стефан – не занимал какого-то высокого положения ни в мире, ни в Церкви. Дьяконский чин и сегодня не является каким-то высоким, а в его время он был и еще ниже. В христианской общине Иерусалима, где он служил как диакон, все верующие имели общие трапезы, и диаконское служение действительно состояло в служении при трапезе. По словам святого апостола Павла, эта работа была самого низшего ранга и не приличила апостолам. Но святой Стефан и на этом незнатном послушании умел быть верным Богу, «был исполнен веры и Духа Святого», как написано в Деяниях апостольских, и Бог избрал его своим первым святым и мучеником.

Во всяком деле, стало быть, можно послужить Богу, только если оно делается из любви и по доброй воле. Бог видит каждый, пусть самый маленький, труд; каждую, пусть самую тайную, молитву; каждую, пусть самую сокровенную, добрую мысль и каждое доброе намерение. Для Него важно все то, что служит добру, что служит любви, что служит человеку: работа в поле и работа в канцелярии, и работа в школе, и работа на фабрике, и поход на рынок, и ожидание в очереди, и исполнение мелких домашних дел.

Бог присутствует не только там, где совершаются великие дела, которые останутся в истории, но и там, где мать поднимает на руках свое дитя, где человек с трудом честно зарабатывает хлеб для своей семьи; Бог там, где человек любит, где человек идет на жертву ради другого, где человек радуется человеку.

Один вдохновенный индийский поэт написал, что «под мелодию Божией свирели танцует и трепещет все одинаково: от планеты до атома». Всюду Он, и все для Него одинаково важно.

Так будем Ему верны в малом; в ежедневных делах, из которых соткана наша жизнь, осознавая, что таким преданным, пусть даже малейшим, трудом и всякой жертвой мы участвуем в его великом деле и служим ему, Величайшему и Высочайшему. И да будет на нас безграничная милость его, чтобы через нас малых прославлялось святое и великое Имя Его!

Аминь.

 
Автор: Епископ Хризостом (Войинович)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст