Жизнь и смерть

Поминовение усопших — духовное милосердие


Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. Пс 142: 8, 118: 19

Поминовение усопших — духовное милосердие

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Такими дивными словами пророк Давид выразил чувство неудовлетворенности земными благами, постоянное искание и жажду Бога. Земную жизнь святые угодники Божии часто сравнивали с дальним путем, а человека — со странником, который шествует по этому пути. Земная жизнь наша — путь, — учили они, — только измеряется он не расстоянием, а временем. Но вот благословенное Богом поприще жизни нашей достигло своего предела. Странствование души, взыскующей Град грядущего, закончилось, отворились врата вечности и душа вошла в них, оставив здесь, как в преддверье дома оставляют дорожную одежду, бренное тело, чтобы исполнилось древнее Божественное предречение: Земля еси, и в землю отидеши (Быт 3:19). Что же там, за затворенною для нас дверью вечности? Какую весть может дать отшедшая душа своим родным и близким? Что посоветует она в утешение и подкрепление продолжающим земной подвиг с трудами и скорбями?

Тайны будущей жизни приоткрывает нам Священное Писание и учение святых Отцев. Два дня душа умершего находится возле тела и в третий день отводится на поклонение Богу. В шестой день душа водится по раю, а после девятого дня она отводится на созерцание вечных мук. В 40-й день душа отводится на поклонение Богу и над ней совершается частный суд.

Блаженны те, земная жизнь которых была приготовлением для вступления в обители Отца Небесного. Их жребий — Царствие Небесное. Но жалка, невыразимо жалка участь тех усопших, которые провели земную жизнь в нерадении. Их участь — осуждение и вечные муки. Но только один Бог определяет участь усопших, и никто не знает ее наперед. Нам лишь известно, что нет человека, иже жив будет и не согрешит.

Велико утешение, велика награда тому, кто ближнего освобождает от временного несчастья. Какую же награду примет тот, кто усердными молитвами помогает усопшему получить прощение грехов и наследовать вечное блаженство. К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие — это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут. Он не ограничивает любви к ближним земными, временными пределами, но хочет, чтобы любовь эта перешла и в загробную жизнь. Мы по-христиански должны любить усопших ближних наших и любовь эту свидетельствовать постоянно молитвой и попечением об их вечном спасении, потому что и они не забывают нас в потустороннем мире. Они вспоминают о нас, сожалеют о согрешениях наших и также заботятся о нашем спасении. Значение молитвы за умерших наглядно обрисовывает преподобный Иоанн Дамаскин: «У одного святого мужа, — повествует он, — был ученик, живший нерадиво. Смерть застигла его в беспечности. Старец стал со слезами молить Бога, чтобы Он открыл ему судьбу ученика. Однажды он увидел видение, в котором открылись адские темницы, и старец увидел ученика своего в пламени адском. Святой угодник Божий усилил свои подвиги и молитвы об ученике и увидел его через некоторое время уже по пояс в огне. Святой старец еще более усилил свои подвиги и молитвы и однажды увидел ученика своего в небесной славе, молящемся о своем старце».

Другим средством, содействующим улучшению участи усопших, является милостыня, или подаяние от лица умерших нищим братиям нашим. Благодаря нищим умножается число людей, молящихся Богу о спасении душ усопших. Подавая милостыню во имя Христово, мы делаем приятнейшее для Христа дело: милуяй нища взаим дает Богови (Притч 19: 17).

Но самое сильное средство вспомоществования усопшим есть Божественная литургия с ее бескровной Жертвой о упокоении и спасении умерших. Здесь Сам Бог таинственно сходит с неба, закалает Себя на жертвеннике и омывает грехи усопших Своею Кровию при произнесении слов священника, опускающего частицы просфор в святую Чашу: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. Поэтому «постараемся, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и прошениями, чтобы таким образом и нам получить обетованные блага».

Братие и сестры! Поминая усопших, мы должны помнить о том, что время нашей земной жизни бесценно, в это время мы решаем свою вечную участь. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование, проведем его в приготовлении к вечности делами любви, благочестия, веры и надежды. И тогда, окончив земную жизнь, мы сподобимся услышать отрадный сладчайший глас Спасителя мира: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф 25: 34). Аминь.

 
Автор: архимандрит Георгий (Тертышников)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст