Жизнь и смерть

О терпении болезней


Архимандрит Петр (Кучер)
Архимандрит Петр (Кучер)

Мы все слышали Святое Евангелие (Мф. 17; 14-23) об исцелении Иисусом Христом бесноватого отрока. Каким только болезням не подвержено человечество! Из них преобладающие — это раковые заболевания, злокачественные опухоли, которые получили особое распространение в наше время. Еще до войны этих болезней было намного меньше, чем сейчас, не говоря уже о дореволюционных временах. На втором месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, расстройства психики и нервной системы. Это три главные болезни, в медицине они называются соматические («сома» — с греческого — тело), т. е. телесные.

Но в наше время, особенно последние 100 лет, бичом человечества являются не только и не столько телесные болезни, сколько духовные, которые называются беснованием. Медицина не справляется со многими из этих заболеваний, поскольку болезни — это следствие греха, стало быть, и врачеваться они должны в храме.

Никакой эмпирический врач, говоря на официальном государственном языке, не может исцелить грех. Ведь болезнь — результат греха. И врачевать надо первопричину, а не следствие. Конечно, Господь попускает докторам лечить некоторые заболевания: хирургические, гинекологические, различные травмы, терапевтические (нарушение работы пищеварительных органов, простуда и т. п.), но это небольшая часть от всего процента заболеваний, а в остальном мы сами себе являемся врачами — через покаяние. Бывает, случаются с нами болезни, от нас не зависящие: оступился, разбился, ушибся, получил травму. Если эта болезнь не следствие греха, то крест — все случается по попущению Божию. Большинство болезней — это наказание за грехи, только это нужно выразить более мягко. Собственно, болезнь не является местью Божией за грех — это мы сами, говоря артиллерийским языком, вызываем огонь на себя своими грехами. А с другой стороны, если современный человек будет совершенно здоровым, то он погибнет духовно: не познает Бога и не придет к Нему. В конце концов, после всех больниц, курортов, санаториев, бабок-чародеек, колдунов и экстрасенсов: кашпировских, чумаков и всех прочих, человек, измученный от недугов, обращается в последнюю инстанцию — небесную, ибо Сам Господь через болезни указывает, напоминает, к какому Врачу надо прибегать.

Болезнь — это сигнал о ненормальной греховной жизни, это неправильное использование душой своего естества, это нарушение инструкции, данной человеком Богу, — Заповедей Божиих, это средство обратить нас к покаянию. Господь как бы призывает: «Прииди в церковь, помолись, попостись», а человек думает: «Зачем мне ходить в храм, молиться и поститься. Я хочу жить так, как я хочу. Мне некогда». И тогда Господь нажимает на кнопочку, которая называется «болезнь», чтобы человек после всех жизненных перипетий обратился к Богу, источнику веры и спасения. Итак, большинство болезней — это наш крест, дорогие мои.

В Киево-Печерской Лавре в XII веке жил святой преподобный Пимен Многоболезненный. Он всю жизнь проболел и, лежа на одре, страдал от боли, но, молясь, никогда не просил: «Исцели меня, Господи!». Он безропотно терпел свой недуг, помня слова Евангелия: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10; 22). За свое смирение он сподобился дара исцелять других. Когда перед кончиной Господь послал преподобному Пимену облегчение от болезни, он прошел по кельям, прося прощения у братии, а зайдя в комнату, где лежали больные монахи, сказал им: «Вставайте, пойдем на службу». Они встали как ни в чем не бывало и пошли исцеленные вслед за ним в храм.

Наша беда в том, что мы по своему неверию, гордости и желанию жить по-мирски, в наслаждении нашей плоти, не хотим нести свой крест — бремя Христово. Нам нужно только здоровое тело — «зеленая улица», чтобы пожить в этом мире всласть: поесть, погулять, покататься, как говорят: «Бери от этой жизни все, живешь ведь один раз!» Это сатанинский ответ, лукавая ложь. Это еще не жизнь, это преддверие, это прихожая жизни, а жизнь будет «там», без этой тесной плоти. Здесь только подготовка к вечной жизни, и для того, чтобы мы знали ее цену, Господь попускает нам скорби и болезни. Ибо в Царстве Небесном все будет безболезненно, безпечально, там будет «грудь распирать» от радости бытия, общения с Богом. Для того чтобы мы потом могли вкусить эту радость, нам дается ощутить контраст. Как две разные краски — белая и черная — резко оттеняют друг друга, так жизнь земная отличается от небесной. На примере этой контрастности мы должны познать цену загробной жизни в Царстве Божием.

Самым главным бичом является сегодня беснование. О нем повествуется еще в Евангелии, но появилась эта болезнь задолго до пришествия Христова. Можно предположить, что беснование началось с тех пор, как наша праматерь Ева, послушавшись змия, нарушила заповедь Божию: сорвала красивое яблоко и принесла своему мужу — нашему праотцу Адаму. Вот с этих пор и началось беснование: с кем поведешься, от того и наберешься, как говорит народная пословица. Послушались беса — значит, стали бесноватыми. Бесы могут жить в каждом из нас и управлять нами — это одна разновидность беснования. Другая разновидность — когда бес может находиться рядом с нами, не входить в человека, но диктовать, нашептывать ему: «Делай то, делай это». Существует тысяча способов воздействия беса на человека, вхождения его в тело, в разум и сердце. Действует он мгновенно: пришел в мыслях, пустил стрелы и ушел, а человек, послушавший его бесовский голос или внушение, — заболел.

Воспроизведем вкратце Евангельское чтение: «И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек, кланяяся Ему, и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется, и зле страждет: множицею бо падает во огнь, и множицею в воду».

А сын, может быть, страдал за грех родителя, в Библии сказано: накажу до четвертого колена, т. е. до правнуков. Вот мы грешим, а правнуки наши будут страдать. Нам это сейчас непонятно: как же так невинные дети мучаются за грехи родителей и своего рода. Но это все промыслительно попускает Господь. Когда родители видят, что ребенок болеет за их грехи, им становится страшно, они переживают, чувствуют свою ответственность за это перед Богом. Верующие люди рассказывали случай, как бес устами девочки лет 7-8 заговорил с ее матерью, когда она читала над дочерью Псалтирь. Дословный смысл речи был таков: «Ты просишь, чтоб Господь ее исцелил, но если она выздоровеет, ты станешь бегать по кумушкам, по гостям, пить водку, развлекаться и забудешь свою дочь, забудешь Бога. А я вот напал на нее, чтобы ты с ней нянчилась. Когда будешь привязана к дочери, будешь страдать, тебе некогда будет грешить, жить для себя, в свою пользу. Не будешь бегать по женихам, по праздникам и вечеринкам. Некогда будет красить губы и ресницы, примерять наряды. Будешь привязана веревочкой к бесноватой дочери».

Господь попускает все возможные способы для спасения души. Если женщина будет возле больного ребенка, то ей некогда будет грешить. Сейчас женщины не хотят рожать по 6-10 детей, как раньше, рожают 1-2, чтоб без забот пожить в свое удовольствие, вот Господь и попускает детям болезни. Мать с одним или двумя намучается больше, чем если бы она родила пятерых. И мало того, что она занимается с больным ребенком, она и сама страдает через болезнь дочери. А страдать — это значит нести крест, а через несение креста и спасается человек, ибо сказано: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот» (Мф. 7; 14).

Итак, вернемся к Евангельскому чтению: «...помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется». Видите, какой бес коварный! Приспособился к луне и возводит таким образом хулу на Божие творение, будто бы луна виновата в том, что люди беснуются. Луна ведь освещается солнцем: то целиком — полнолуние, то наполовину, на четверть, а бес и подстраивается под фазы луны. Люди ломают голову, думают, почему лунатики ходят по стенам, а тут ничего удивительного — это их лукавый водит за ручку. Но на солнце сатана не может замахнуться или покуситься его осквернить. Вся нечисть исчезает на рассвете. Можно сопоставить результаты воздействия на нас луны и солнца. Конечно же, солнце неизмеримо выше луны, хотя и она ведь для чего-то создана и существует. Но без солнца жизни быть не может, оно прообраз Троицы: круг вечность, который символизирует Бога Отца, и исходящие от него свет и тепло, которые прообразуют Сына Божия и Духа Святаго. Луна символизирует Божию Матерь, а звезды ангелов и святых, вот бес и возводит хулу. У святых отцов есть еще такое толкование: луна символизирует земную Церковь, которая есть отражение Небесной, как свет луны это отраженный свет солнца. Луна освещает нам путь во тьме, ночью хорошо видна лунная дорожка; так и земная Церковь освещает, показывает нам путь во тьме нашей временной жизни. Борьба и мучения бесноватого в полнолуние это борьба бесов против Христа, так как луна отражает от себя свет солнца, прообразующего Бога.

«...Множицею бо падает во огнь, и множицею в воду» огонь и вода символизируют невещественное состояние. Огонь — это наши страсти, и вот бес распаляет нас, подбрасывает дровишек в этот костер. Падает во огнь — обозначает, что сатана ввергает нас в страсти: в блуд, сребролюбие, пьянку, наркоманию, даже в колдовство. По-церковнославянски жар — это ад, адский огонь, куда бесы тащат души грешников. И тут, на земле, если ты выберешься из огня страстей неопаленным, то спасешься. В нас бес возбуждает страсти, мешает нам жить благочестиво, но если мы его не послушаем, то выйдем из огня целыми, а из воды сухими. А вода — это мир, материальные блага. Искушая нас, бес как бы говорит: «Вот тебе золотишко даю, дачу, работу хорошую, жену-красавицу. Живи в свое удовольствие и радуйся. А ты, дурачок, отказываешься от всего, молишься, ходишь в церковь, зачем? Живи, как все живут». И мы живем. А когда пробьет час, прозвенит звоночек, призывающий человека на Суд, на ответ к Богу, с чем мы явимся? С дачами, телевизорами и накопленными деньгами, которые, как грузило, потянут нас туда — в преисподнюю, откуда и были взяты эти материальные блага.

Итак, огонь — это страсти, которые имеются в нашей душе. Не надо слушать беса и ввергаться в этот огонь, точно так же и в воду — т. е. не надо жить по законам мира сего. И тогда он не возобладает над нами.

Далее по Евангелию: «И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его исцелити». Не могли исцелить, потому что еще не были укреплены Духом Святым. Ученики-апостолы были еще маловерными, сомневались. Помните, как в Евангелии Господь, отчитал их: «о роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам». Видите, как тяжело было Господу Иисусу Христу жить среди людей, отягченных грехами. Потому мы и болеем, что живем рядом с безбожниками, с теми, которые ведут жизнь не по закону Божию, не исповедуются, не борются с пороками, погрязли в грехах и скверне. Святые отцы еще в древности предсказали, что в последние времена христианства для людей верующих, праведных на земле будет кромешный, нестерпимый ад: придется жить среди прелюбодеев, нераскаянных грешников, сребролюбцев, убийц и бандитов. Что мы и видим сейчас: кругом развратники, наркоманы, мафиози и рэкетиры (современные разбойники). Поэтому люди праведные болеют и страждут.

«И запрети ему Иисус: и изыде из него бес, и исцеле отрок от часа того. Тогда приступльша ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его, Иисус же рече им: за неверствие ваше. Аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам». Конечно, мы не то, что горы не можем передвинуть, нам лопату земли трудно перекинуть на метр, на два. Гора в некотором отношении прообразует беса. Невозможно человеческими силами изгнать беса, есть предание, что он может одним когтем опрокинуть земной шар, только Господь ему не дает. Что же мы можем сделать с этой «горой»? По нашей вере Господь нам все даст, надо только иметь сознание, что Бог есть, и быть уверенным, что Господь исполнит по нашему прошению и усердной молитве, истинно так все сделает. Но чтобы Бог послушал, надо и самому человеку — просителю — быть верующим, чистым, праведным. Ведь грязного, т. е. грешного, человека не послушает Бог. Мы сейчас как бы находимся под горой, придавлены ей, этой бесовской силой. И вот, когда мы с верой попросим, то Господь передвинет эту гору и изгонит из нас беса.

Посмотрите, как сказано про горчичное зерно, что оно очень маленькое. И вера, казалось бы, у нас маленькая. Но как из зерна горчичного вырастает целое дерево, так и из нашей веры могут вырасти великие дела богопознания и богоугождения. Самое главное для спасения — вера и добродетели: любовь к Богу и ближнему, милосердие, труд, молитва — это как бы ветви, произрастающие на дереве нашей веры. Образно говоря, сколько ветвей на дереве, столько и добродетелей может проистекать из души верующего человека, их все не описать и не перечислить.

«Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом». Земная жизнь — это место, где мы познаем Бога, где мы преодолеваем скорби и болезни через веру и молитву. Здесь мы познаем свои немощи, слабости и недостатки. У нас есть одно оружие — молитва к Богу. Господь попускает нам бесовские нападения и болезни, чтобы мы молились, чтобы обращались к Нему за помощью, чтобы Его знали. Ведь если бы мы не молились, то и не знали бы Бога, а значит, не спаслись. Вот Господь и посылает нам повод к молитве. Одного древнего подвижника спросили: «Кто тебя научил непрестанно молиться?» А он и отвечает: «бесы — они мне постоянно докучали разными способами, и чтобы их отогнать, я каждый раз молился, так и получил навык непрестанной молитвы».

Когда мы постимся, постом ослабевают наши страсти — звери, которые сидят внутри нас и диктуют нам свои условия — заставляют жить по законам плоти и мира сего. Когда через пост мы освобождаемся от порочных наклонностей, то очищаемся внутренне, и усиливаются возможности нашей души. Во время поста просветляется разум и укрепляется наша воля, когда мы не подбрасываем дров в свою печь — скоромной пищи в желудок. Но виновны не продукты питания, а наше злоупотребление ими. Пост телесный только помогает, только предшествует посту духовному — воздержанию нашего злого произволения от греховных навыков и действий. Самое главное — это очищение и воздержание от зла: от преступлений, ограблений, отцеубийств, прелюбодеяния, сребролюбия, лености и т. д. Итак, воздержание от телесной пищи пост это узда для наших страстей к очищению нашей души, делающая ее более способной и сильной к молитве Богу для стяжания благодати Духа Святаго.

К чистому человеку бес не пристанет и не поразит его, а пройдет мимо. Как сказал Господь в Евангелии: «Грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14; 30). Чего же он не обрящет, т.е. не найдет у Бога? Грехов! Так вот, чтобы бес не поразил нас, дорогие братья и сестры, или чтоб его изгнать, надо стараться меньше грешить, а больше поститься и молиться. Но, как уже сказано, беснование может наступить и не по личным «заслугам» человека, а вследствие греховности его родственников, предков до четвертого поколения, в наказание, допустим, за грех прадеда: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертогорода» (Исх. 20; 5).

Когда я служил в Латвии в Рижской пустыни, туда приезжала одна благочестивая женщина и рассказывала вот что. Дело происходило в Мордовии, возле г. Саранска, в 60-х годах. Она тогда была 15-летней девочкой, и они вместе с матерью ходили в церковь в соседнее село, километра 3-4 лесом мимо болота. Ее мать была очень благочестивая женщина. И вот когда они каждый раз проходили рано утром мимо болота, то бесы оттуда орали на все лады, на все голоса. Это были не лягушки, не звери какие-то, а самые настоящие бесы. А потом, через несколько лет, в середине 60-х, эти странные крики поутихли и стали слышны одни лягушки: квакают, когда кто идет по лесной дороге. И вот эта девочка спрашивает у своей матери: «Мама, что же это такое, почему теперь не слышно бесов, куда они делись?» — «А они, деточка, переселились из болота в нас, людей». Как мудро сказала простая смертная женщина! Вернее, не простая, она была блаженная — благодатная, верующая, смиренная. Вспомните, что это было за время: новые гонения на Православие, полеты в космос, первые телевизоры и т. п. Как точно она сказала, ведь именно в эти годы и начало усиленно развиваться беснование в нашем народе. Видите, как Господь дает премудрость, просвещение свыше не только подвижникам, которые живут в пустыне по 50-70 лет, но и простым труженикам — православным, благочестивым людям, как эта женщина.

Общее беснование нашего народа началось в 1917 году, даже еще раньше. Предали царя земного — предали и Небесного — Бога. За это нам надо не вставать с колен, каяться и молиться. Беснование — это красный сигнал светофора, стоящего на перекрестке; когда он загорается, машины останавливаются. Так и для нас, для русского народа, на пути нашего следования загорелся красный сигнал: остановитесь, люди русские, одумайтесь, куда мы идем? Покайтесь. Вам нельзя так двигаться дальше — найдите узкий путь, ведущий в Царство Небесное!

 
Автор: архимандрит Петр (Кучер)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст