Жизнь и смерть

Ниточки вечности


Артемий  Слёзкин
Артемий Слёзкин

Многим думается, что вечность, вечная жизнь – это нечто далекое, туманное и безотносительное к земной реальности. На самом деле вечность находится на расстоянии вытянутой руки. Протяни ее – и дотронешься до вечности. Что мы ощутим, что почувствуем, прикоснувшись к тому, что сверх наших чувств? Образно говоря, мы прикоснемся к сияющей ткани, бесконечному полотну, в которое «завернут» горний мир.

Каково свойство этой блаженной ткани, сотканной Богом? Бог есть любовь, потому и ткань эта есть вечная радость соприкосновения с Богом, с любовью Божией. От этой ткани к нашей земной реальности, к нашей материальной вселенной тянутся ниточки. Ниточки, которыми нам нужно уже сейчас, на земле, пришивать себя к вечности.

Драгоценные минуты

Мы, люди, будучи по природе своей вечными существами, телом своим погружены во временность. Более того, мы всюду вокруг себя ищем временность, дела временности и ими пытаемся наполнить свою душу, которая бездонна по умолчанию. Достигая чего-то, какого-то положения в обществе, благосостояния, делая карьеру, мы не можем до конца насытиться этим. Придя к определенной точке на линейке времени, точке, о которой мечтали, мы спешим перешагнуть ее и идти дальше, ставя новые рубежи и новые цели.

Однако, если эти цели и рубежи никак не сопряжены с неким вечным смыслом, некой бесконечной перспективой, рано или поздно мы осознаем, что никуда не идем, а топчемся на месте. Разочарование в жизни, моральное опустошение, уныние и тоска – вот финал бытия, в котором вечности не было места.

Время – самый ценный, хотя и недооцененный ресурс человека. Против этого ресурса деньги – пыль, попираемая ногами, ибо на деньги приобретается временное, тленное и смертное, а на время приобретаются вечность и бессмертие. Каждая минута жизни – это, потенциально, нить, которой мы можем пришить себя к вечности. А можем – оборвать эту нить, проведя дарованную нам минуту жизни впустую. Если же вся жизнь наша соткана из этих пустых минут, какими мы вступим в вечность?

Вечность тянет к нам свои нити. Нужно лишь заметить их в дневной суете и беготне, ухватить, вдеть в «иголку» и – шить, шить, шить... Что это за «иголка»? Вера в Бога. Без веры «шитье» бесполезно, потому что вера дает человеку великую мотивацию поступать так, как велит Бог. Если же веры в Бога нет, то человек верит во что угодно, только не в то, что ему жизненно, вечно-жизненно необходимо. Зачем ему какая-то вечность, если его «и тут неплохо кормят»?

А вот если вера в Бога есть, и не просто вера, а абсолютное, совершенное доверие Богу, доверие Его словами, заповедям, то тогда можно шить – не перешить. Из каких же нитей соткана ткань вечности? Вот имена этих ниточек: любовь, доброта, надежда, милосердие, кротость, упование, смирение, молитва, славословие и благодарение Богу, душевная тишина, спокойная совесть, миролюбие и миротворчество, жажда правды, служение Богу и ближним в духе евангельской любви.

Если мы будем жить этой Божественной вечностью, находясь на земле, то будем шить из этих ниточек себе одежду, в которой, по милости Божией, взойдем на вечный брачный пир, где Жених – Господь, а душа – невеста. Повторю важную мысль: каждая минута нашей жизни – это ниточка, которой мы можем пришить себя к вечности. А значит, каждая минута жизни верующего в Бога человека должна быть напитана исполнением заповедей Божиих.

Искусство кройки и шитья

В последнее время я стал ловить себя на мысли, что как-то машинально меряю все, чем занимаюсь, категориями временности и вечности. Утром просыпаюсь, умываюсь, делаю гимнастику, завтракаю, собираюсь идти на службу... и мысль: а ведь все это когда-то закончится. Закончатся просыпания, умывания, завтраки и прочее. Закончится, потому что смерть отберет у меня все это. И не только это: мои уединенные прогулки, которые я так люблю, мои купания в летнем море, просмотры фильмов и прослушивание музыки, беседы с женой и дочкой, поездки на дачу к родителям… Все, чем я живу, что радует меня, все это, в конце концов, завершиться, исчезнет во мраке прошлого. Я покину этот мир, уйду, оставив на земле все эти милые и теплые сердцу занятия.

Однако, слава Богу, я верующий, любящий всем сердцем Христа человек. И потому, пытливо анализируя свою жизнь, а точнее сказать – каждый проживаемый день, я стараюсь по-максимуму наполнить его вечностью. И первое, самое главное, считаю, делание – это молитва. Утреннее и вечернее молитвенное правило, молитвы в течение дня – это минуты, в которые ты можешь побыть наедине с Богом, а значит, сделать несколько «стежков» своей «иголкой».

Вот, самая короткая, но и самая сильная, действенная, – молитва Иисусова.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» – вдел в вечность иголку с ниточкой, – «… помилуй меня, грешного» – вытянул ниточку.

Песнь Пресвятой Богородице.

«Богородице Дево, радуйся...» – вдел в вечность ниточку, – «… Благодатная Марие, Господь с Тобою», – вытянул ниточку. «Благословенна Ты в женах и благословен плод Чрева Твоего...», – вдел в вечность ниточку, – «... яко Спаса родила еси душ наших», – вытянул ниточку.

Молитва Ангелу-хранителю.

«Ангеле Божий, хранителю мой святый», – вдел в вечность ниточку, – «моли Бога о мне», – вытянул ниточку.

Чем чаще в течение дня мы будем читать про себя эти короткие молитвы, – читать со вниманием, благоговением, упованием, – тем прочнее будет «шов», тем крепче вечная жизнь будет обладать нами. Минута молитвы – это нервущаяся стальная нить, которой мы пришиваем себя к вечности. Только бы научиться, только бы почувствовать сладость молитвы, взрастить в себе, при помощи Божией, желание непрестанной молитвы.

Есть и другие ниточки

Но не только ниточки молитвы годятся для курса «шитья». Все, что в нашей жизни связано с Небом, с Богом, – все годится в работу. Чтение Библии, творений святых отцов и современных пастырей, просмотр телепередач на православных каналах, чтение полезных душе статей на сайтах, – только чтобы прочитанное и просмотренное не оседало в памяти, как жир, а становилось умственными мышцами, – это делание тоже нам нужно.

А храм! А Литургия! А Таинства! Участие в богослужебной жизни, в жизни прихода. Благая инициатива в помощь настоятелю приходского храма, благочинию или епархии. Волонтерство. Творческие православные объединения и кружки, где можно проявить себя во благо другим. Обширнейшее поле милосердия, как частного, так и коллективного. Тюремное служение, – духовная переписка с заключенными. Ежедневная бескорыстная помощь слабым, больным, немощным. Добрые слова, которыми мы согреваем замерзающих от равнодушия. Богомыслие. Внутренний анализ на предмет выявления грехов. Покаянный плач.

Вот они, ниточки вечности! Вот они, спасительные дела! Вот они, ступеньки в небеса! Только бы шить, не переставая, не отвлекаясь на пустоту этого мира, главный девиз которого: «Бери от жизни все, ибо завтра умрешь». Что происходит в реальности с большинством созданных для вечности людей? Мы ходим, дышим, едим, пьем, чем-то занимаемся, и при этом тремся спинами о вечность, но не хотим повернуться к ней лицом и что есть силы вцепиться в брошенный нам ею СПАСательный круг. Круг этот – наш сладчайший Спаситель, Господь Иисус Христос.

Надо жить вечностью!

Да, пока мы живы, принадлежим земному миру и должны подчиняться по телу его законам. Но душа-то наша соткана из другого материала! Она соткана из вечного небесного света. Нам, людям, заповедано Богом жить не одной землей, но жить вечностью. Причем начинать эту жизнь необходимо здесь, на земле. Нужно наполнять душу Небом, жить Небом, тянуться в Небо.

Нужно действительно жить вечностью, которая дает нам свои нити – только шей, человек! Вот еще какая мысль: совершая что-либо, говоря слово, что-то делая, думая, размышляя даже, нужно приводить себе на ум мысль – какие последствия в вечности будет иметь то, что я сейчас делаю?

Посмертная жизнь – это не место, не какой-то неземной «город» или «страна», в которой можно поселиться. Это состояние. Либо состояние вечного добра, либо – вечного зла. Поэтому, сделав кому-то зло, нужно тут же привести себе на память смерть, которая может исхитить тебя из этой жизни сию минуту, и представить, что совершенное зло будет во мне вечным. Хорошо ли мне будет? Нет? Тогда – кайся тут же, мирись с тем, кого обидел, торопись изгладить грех милостыней или другим добрым делом.

Так же и о добре. Если мне радостно от сделанного кому-то добра, то какого будет это добро и радость от него в вечности? Вот так и нужно жить – творя добро и всюду взыскивая Бога, наполняя свое бытие Богом. И вечностью, которая есть Царство нескончаемой любви...

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст