Жизнь и смерть

Где ты, счастье?


Протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов

Господь наш Иисус Христос говорит такие слова: Блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны чистые сердцем... блаженны миротворцы (Мф. 5, 3–9). Блаженство, счастье – какие прекрасные слова! Кто из нас не стремится к счастью? Кто не хочет быть счастливым? Но почему так мало счастливых? От кого или от чего зависит счастье? В чем выражается счастье, блаженство людей? Могут ли люди быть действительно счастливыми, блаженными?

Оглядываясь вокруг себя, видим, что люди стараются по-своему устроить свое счастье. Иные считают, что счастье приносят деньги, материальная обеспеченность, власть над людьми, разнообразные чувственные наслаждения. Каких только усилий не употребляют люди в погоне за достижением этих ценностей и благ, но, получив их, тотчас же разочаровываются и с грустью осознают, что не обрели счастья.

Иногда кажется, что есть все необходимое для нормальной жизни. Пока человек занят делами или общается с другими людьми, вроде бы все в порядке. А наедине с самим собой ему становится вдруг страшно и тоскливо. Отчего? От общения с самим собой! Так каков же в таком случае человек, каковы его сердце и душа, если ему легче быть с недругом, чем с самим собой? Это оттого, что в сердце зияет пустота, бездна. Человек стремится хоть чем-нибудь ее заполнить, но удовлетворения и покоя не находит. Разве одно внешнее благополучие – без покоя и удовлетворения души – можно назвать подлинным счастьем, которого так хочется? К тому же внешнее благополучие в любой момент может разрушиться. Так в чем же счастье, блаженство? Где оно? Кто из людей счастлив?

На эти вопросы отвечает Господь наш Иисус Христос. Он объясняет, что в поисках счастья не правы те люди, которые тщетно стремятся найти блаженство в упоении только земными благами. Счастье – не в этом! Высшее, безусловное счастье, подлинное блаженство состоит в духовной жизни, в вечном общении с Богом.

Счастье здесь, на земле, может быть полным только тогда, когда эта жизнь служит приготовлением и началом Вечной Жизни, когда она отражает в себе свет Небесного Царства. Счастливыми становятся только те, для которых высший закон – жить по правде Божией. А чтобы стать таким Божиим работником, нужно духовно переродиться, осознать, что благо состоит не в создании своего мнимого благополучия за счет лишений и страданий ближних, а в самоотверженной любви к ним, в труде над избавлением их от страданий и лишений. И из таких-то Божиих работников должно составляться Царство Божие здесь, на земле. Хотя это Царство лучших душ человеческих, в сущности, есть Царство духовное, не от мира сего, однако распространение его в этом мире, умножение таких Божиих работников, несомненно, отразится и на благополучии всех людей.

Господь наш Иисус Христос учит, как нам жить, чтобы созидать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство Вечной Жизни в Царстве Небесном. Господь не говорит, что блаженство людей будет только за гробом. Нет! Для христиан блаженство начинается на земле, а после окончания земного пути, в Божием Небесном Царстве, раскроется во всей полноте.

Большим счастьем является мирная жизнь с любимыми и любящими нас людьми. Но несравненно большим и радостным является для христианина исполнение двух великих заповедей, на которых стоит наша вера: горячая любовь к Богу, а затем и к людям.

Господь любит нас гораздо сильнее, чем мы умеем любить Его. Он Сам добровольно пошел на страдания и мучительную смерть, чтобы нас спасти для Вечной Жизни, а мы не можем или не умеем отдать Ему свое сердце и свою преданную любовь.

Какое счастье, какое блаженство жить на земле в мире и любви с нашим Небесным Отцом, Творцом необъятной вселенной, любящим нас Богом. Тому, кто любит Бога всем сердцем и стремится творить Его волю, Сам Господь – верный Друг, Покровитель, Защитник и Отец.

Выше этого счастья никакого другого не существует, и никто не может отнять его у человека. Это небесное блаженство делает людей стойкими и радостными даже в самых тяжелых испытаниях.

 
Автор: протоиерей Борис Балашов
Из книги: «На камне или на песке?»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст