Жизнь и смерть

Где сокровище наше?


Артемий Слёзкин
Артемий Слёзкин

В Евангелии есть удивительные слова Иисуса Христа о сокровище, которое нужно собирать людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Как лично я понимаю эти слова Спасителя? Выскажу то, что пропустил через себя. Что есть истинное, непреходящее «сокровище»? То, что я считаю ценным и нужным для себя, что наполняет мою жизнь смыслом. Что есть «сердце»? Это душа человека, а если шире сказать – его разум, воля, сознание, одним словом – весь человек как таковой.

Почему Господь предостерегает нас собирать себе сокровища на земле? Очень просто: если самое важное и ценное в жизни для нас – деньги, имущество, власть, слава, почести, работа и им подобное, мы связываем со всем этим свое сердце. Иными словами, мы погружаем всего себя в эти тленные и бренные вещи, мы замыкаем себя только на них, делаем себя зависимыми от них, видя в них источник своего счастья и благополучия.

Но ведь эти так называемые «сокровища» истребляют моль и ржа, то есть мы в любой момент можем лишиться этих «сокровищ». Деньги могут украсть, дом – сгореть, автомобиль – попасть в ДТП, мы можем лишиться любимой работы, быть отстраненными от власти. Что тогда будет? А будет вот что – мы начнем страдать. Почему? Да потому что намертво связали с этим сокровищем свое сердце, то есть – всего себя. Свое счастье мы сделали зависимым от того, что может исчезнуть в любой момент. С исчезновением своего «сокровища» мы теряем покой, а самое страшное – смысл жизни.

Спаситель предлагает нам, людям, иное место хранения своего сокровища – небо, небеса. Иными словами, истинное наше Сокровище – Господь, ибо Он есть Творец неба духовного, Царства Небесного. Жизнь дана нам для приобретения этого, главного для нас сокровища – Христа. Но, пока мы находимся в земной реальности, Христа, равно как и Ангелов, Царство Небесное, мы телесно не видим, не осязаем, не ощущаем. Все это богатство находится ВНУТРИ нас, о чем и сказал Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внутри – это где? В сердце! В душе! В воле! В разуме! В сознании!

Что же происходит с человеком, который собирает сокровище внутри себя, отдав сердце, то есть всего себя целиком – Иисусу Христу? Происходит удивительная вещь: человек делает себя зависимым от Христа, от Божией Матери, от Ангелов, от Царства Божия. Человек источником своего счастья делает не внешний мир, которому принадлежит телесно, а духовный мир. Мир, который никто никогда у него отнять не сможет. Если денег, имущества, карьеры, власти и прочего подобного можно вмиг лишиться по воле случая, то искренней, горячей веры во Христа никто человека лишить не может. Никто! А Христос – это благо, это радость, мир, любовь, одним словом – вечное счастье. И пока человек своим сердцем держится за Христа, он будет иметь полноту жизни.

Внутреннее, сердечное сокровище – самое надежное, самое устойчивое пред любыми внешними «ветрами». Оно всегда – с человеком, где бы он ни был, каким бы материальным достатком не обладал, каким бы скорбям не подвергался. И Христос настоятельно советует приобретать именно это сокровище. Оно делает земную жизнь человека осмысленной, целеустремленной, ибо он ясно видит цель жизни – уподобление Христу, единение со Христом, которые возможно через жизнь по Евангелию.

Само слово – «СОКРОВИЩЕ» подсказывает нам, каким оно должно быть. Каким? СОКРытым, спрятанным. Где же? В душе. Оно должно быть СОКРОВенным, то есть глубоко внутренним, личным. Далее смотрим. В слове «сокровище» спрятаны еще два слова – «КРОВЬ», «КРОВ». Кровь человеческая течет по сосудам внутри тела, кровь символизирует саму жизнь. Потому духовное богатство есть сама жизнь наша, и жизнь эта – внутри нас. Кров же – это дом, это наша тихая пристань, это место, где мы живем.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Эти вечные слова станут пронзительным звенящим глаголом и после смерти человека. Тот, кто собирал себе сокровища на земле, вместе с этой землей в посмертном бытие потеряет и сердце, то есть навеки погубит душу свою и войдет в вечное страдание.

А те, кто собирал себе сокровище на небесах, во Христе, по смерти вступят в абсолютное обладание этим сокровищем. Царство Божие, приобретенное на земле, носимое глубоко внутри себя, в реальности духовного мира «сольется», если так можно сказать, с «внешним» Царством Божиим. Человек войдет в мир, который давно стяжал внутри себя благодаря непрерывному труду во славу Божию. И это СОКРОВИЩЕ у него не отнимется никогда...

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст