Стояние в истине

Современные христиане


Старец Паисий Святогорец
Старец Паисий Святогорец

Отец Паисий известен по всей Греции и даже за ее пределами. Большинство паломников Святой Горы это посетители его пустыннической кельи, называемой Панагуда. Хотя это и не пустынническая келья, поскольку целый день сюда приходят десятки людей, которые хотят увидеть старца и побеседовать с ним. Тропа, которая ведет от монастыря Кутлумуш к каливе Панагуда, — самая утоптанная на Святой Горе. Некоторые из посетителей отца Паисия записывают и публикуют свои впечатления, которые представляют большой интерес и доставляют полезные сведения тем, кого привлекают образы современных святогорцев. Из публикаций помещаем здесь некоторые отрывки.

Старец Паисий сказал: «Не постигший смысла жизни похож на исправный механизм с остывшим двигателем. Это человек без идеалов, без жертвенного духа. Сердце его сковано льдом».

Старец Паисий сказал: «Величайшая болезнь нашего времени — это приносящие беспокойство суетные помыслы мирских людей. Эту болезнь исцеляет только Христос при помощи душевной тишины, но нужно, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу».

Отец Паисий указывает на духовную опасность, происходящую от мирского духа, господствующего в христианах нашего времени. По словам старца, люди расслабляются духовно, и может угаснуть православный подвижнический дух нашей Церкви. «Здесь мы должны быть внимательны, потому что, кроме того, что налицо большое расслабление, современные люди дошли до того, что создают еще и законы, потворствующие ему, и принуждают подвижников их исполнять. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с мирянами, и не думать, что они святые. Иначе же они сами впадут в расслабление и кончат тем, что станут хуже и самых распущенных мирян».

Приходящим к нему юношам старец Паисий объяснял: «Есть духовный, а есть мирской дух, как существуют духовные и мирские взгляды в нашем обществе. Конечно, мирские взгляды побеждают духовные. В наше время имеющий духовные взгляды имеет в обществе меньше прав. И наоборот, имеющий взгляды мирские, в миру имеет больше прав. Он может бить, обижать, ругаться, делать все, что захочет, и добиваться того, что ему нравится. Но человек с духовными взглядами имеет и духовную логику. Его взгляды должны быть духовными, а не мирскими. Духовный человек должен быть равнодушен к мирским взглядам».

Мирской дух — это большая угроза для православных. Он угрожает и монашеству. Противостояние ему — трудное дело, и каждый должен сопротивляться ему на деле. Старец очень обеспокоен этим явлением и часто советует христианам в миру, да и монахам, остерегаться этого коварного врага. В частности, он писал следующее: «Сильный мирской дух, господствующий в современном человеке, обративший все его старания на то, как жить лучше, с большим комфортом и меньшим трудом, к сожалению, повлиял и на большинство духовных людей, которые пытаются стать святыми, употребив как можно меньше труда. Но такого не бывало никогда, ибо «святые дали кровь и приняли Дух». И сердце ныне, радуясь обращению христиан к Святым Отцам и изумляясь молодежи, которая в стремлении к своим идеалам, посвящает себя монашеству, в то же время болит, потому что видит, как весь этот добрый человеческий материал не находит подходящей духовной закваски, не поднимается это духовное тесто, и кончается тем, что хлеб из этого невскисшего теста получается пресным».

«Образованные» христиане не сподобляются чудесных явлений святых. Они отвергают все, что противоречит их железной логике. Древние христиане сподоблялись чудес, потому что были смиренны. Старец говорил об этом: «В наше время умножения знаний логика, к сожалению, покачнула самые основы веры людей и наполнила души вопросами и сомнениями. Как следствие, они лишились чудес, потому что чудо переживается на личном опыте, а не объясняется логически».

Мирские люди интересуются внешним, а о внутренней жизни совершенно не подозревают. Их образ мысли старец изобразил следующим примером: «Мирские люди не хотят, чтобы у них во дворе были мусор и грязь, поэтому подметают двор и наводят порядок до тех пор, пока не будет все чисто. Собранный мусор они заносят в дом, чтобы он не был виден со двора. Так делают мирские люди. А внутри пусть будет мусор, но не снаружи, потому что это видят люди. А духовные люди, напротив, вычищают дом, выбрасывая мусор и не интересуясь тем, что скажут другие».

Старец сказал: «Удобство рождает трудность. Сюда пришел один человек и спрашивал, что ему делать. У него три машины и множество расходов и трудностей из-за них. Я ему сказал, чтобы он ограничился одной машиной и меньше ездил, потому что множество машин, которые мы покупаем для удобства, создают нам проблемы. Из-за них нам приходится иметь мастерские, всевозможные механизмы, топливо. Возможны и аварии. Чем больше мы создаем удобств, тем больше встречаем трудностей».

На ту же тему старец сказал: «Раньше за кушаком у людей был нож. Они называли его «молодцом» и резали им все, что хотели. Теперь придумали механизмы, а руки у людей остаются без работы, поэтому болят и требуют массажа». Недавно он написал о пленении человека механизмами следующее: «Поскольку человеческие удобства превзошли всякую меру, то они стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; из человека сделали машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными».

Старец сказал: «Современный человек вывел химикатами сверчков, которые уничтожали комаров. Затем он сделал сверчков на батарейках и ультразвуке. Что же сказать на это? Человек химикатами причинил вред природе. Теперь мы едим помидоры и огурцы в январе месяце. Это не на пользу, потому что химикаты и гормоны приносят вред».

Старец сказал: «Ныне человек искалечил природу. Ты видишь, здесь, на Святой Горе, деревья прекрасны. Одни маленькие, другие побольше. Другая растительность, видишь, тоже со множеством оттенков. Везде большое разнообразие. Но если ты едешь по Халкидикам, где деревья сажают люди, то видишь, что эти деревья похожи на итальянских солдат 1940 года. Они единообразны, и в этом нет красоты».

Из беседы старца с его посетителями-мирянами:

— Отче, мы боремся со множеством семейных проблем.

— Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что, чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье.

— Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду?

— Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери. Ради чего-то незначительного мы теряем смысл и цель создания семьи.

— Однако большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы не сводим концы с концами, поэтому все больше и больше женщин работает.

— Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета и мы никак не можем остановиться. Мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка — вот что мы должны понять. Пусть работает только один член семьи, и мы будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать.

Старец сказал: «Один старик 78-ми лет, когда после смерти его жены не прошло еще и сорока дней, просил меня помолиться, дабы помог ему Бог найти молодую и религиозную женщину и жениться снова. «Но о чем же ты думаешь? — говорю я ему. — Ты разве не видишь здесь монахов, с детства посвятивших всю свою жизнь девству? А ты хочешь жениться снова? Но когда же ты позаботишься о своей душе?» Что же сказать на это? Видите, что было у него на уме?»

Старец сказал: «Насколько удаляются люди от простой, естественной жизни и предаются роскоши, настолько они умножают и свой страх за завтрашний день. И насколько развивается мирская вежливость, настолько же теряется простота, радость и естественная человеческая улыбка».

Старец, обращаясь к мирянам, сказал: «Если бы вы, миряне, могли осознать опасности, среди которых вы живете, то вы бы молились в десять раз больше нас, монахов».

Своему посетителю, у которого были частые головные боли, старец сказал: «Будь очень внимательным, чтобы не впасть в худшую болезнь. Пойди в супермаркет и купи немного равнодушия. Знай к тому же, что одной веры недостаточно. Нужно еще и доверие Богу».

Старец сказал: «Раньше люди прививали дикие деревья у тропинок, чтобы последующие поколения, вкушая от их плодов, прощали бы умерших предков. Сегодня все хотят полностью обеспечить себя сами, а в конечном итоге этого никто не может сделать».

Вспоминая с сожалением о прежних временах Афона и, вообще, мира, отец Паисий пишет следующее, вполне достойное внимания читателя: «Двадцать лет назад можно было найти простоту, часто встречавшуюся в Саду Божией Матери, и это благоухание простоты отцов собирало набожных людей и питало их, и они, подражая пчелам, приносили и другим это духовное благословение для их духовной пользы. И где бы ты ни проходил, везде можно было услышать рассказы о чудесах и небесных явлениях, передаваемые с большой простотой, потому что отцы их считали вполне естественными. Жившему в этой духовной атмосфере благодати никогда не мог прийти помысел сомнения в слышанном, потому что и сам он мог переживать кое-что из того. Но к нему не приходил помысел и записать или удержать в памяти для потомков те божественные события, потому что он полагал, что такая благодатная атмосфера будет всегда. Кто мог знать, что спустя немного лет большинство народа будет обезображено большой ученостью и безверием, и дойдет до того, что чудеса будут почитать мифами старого времени».

Старец сказал: «Только примирение с Богом может принести мир».

 
Подготовил: Священник Дионисий Тацис
Из книги: «Архондарик под открытым небом»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст