Стояние в истине

Соблазны нашего времени


Протоиерей Иоанн Гончаров
Протоиерей Иоанн Гончаров

Трудные времена для русской истории — состояние обыкновенное. Но сегодняшние трудности по изощренности и массовости в определении своем вполне подходят под страшное понятие — катастрофа.

Сегодня, как никогда ранее, видна жизненная правда нравственного закона, не соблюдая который люди не просто перестают быть людьми, они погибают. Соблазны разрослись до такой степени, что увлекают в водоворот гибельных страстей и тех, кто хотел бы устоять. Детей наших насильно обучают пороку.

Совершаются страшные подмены, в результате для очень многих людей такая ситуация представляется нормальной. Приходит ложное смирение перед собственной гибелью, появляется равнодушие к гибели своих детей, к гибели дорогой России — смерть узаконивается.

Страдает сама носительница нравственных идеалов — Церковь.

Факты истории показывают, что безразличие ко злу не оправдывает себя. Народ Божий спал, когда о. Иоанн Кронштадский призывал его опомниться, и мы сегодня видим ужасающую правоту предсказаний великого пастыря Церкви. Внимательное, вдумчивое отношение к сегодняшнему времени есть необходимость, ибо народ Божий снова потерял из вида главную цель своего земного странствования — спасение души.

Сценарий жизни человека — всего, что было вчера, происходит сегодня и случится завтра, — написан в Евангелии, особенно в его последних главах. Евангелие рассказывает о сути жизненных искушений и грехопадений, которые непрестанно повторяются в поколениях. Прежние поколения русских людей голосами скорби взывают к нам, к нашим совести и разуму, зовут к покаянию, ибо то, что выпало на их долю, обязательно постигнет и нас.

Внутренний мир человека сумеречен и непроницаем без света Евангельского, потому мы должны живым сердцем опять и опять вникать во все, что происходило со Христом и вокруг Него с тем, чтобы еще раз попробовать увидеть, понять, попытаться найти себя в этих событиях.

Православные христиане последних времен несут тяжелую миссию по сохранению чистоты Православия, той его части, которая зависит от них. И хотя мы у себя в храмах торжествуем его победу, на самом деле все не так. Настроение у нас — ожидание возрождения, а обстановка другая. Основная масса людей православных спит в грехах и пробуждаться не торопится. Избегает своей ответственности за Православие в этом погибающем мире. Слышат ли Православные христиане сегодня слово Евангелия и святых отцов? К сожалению, у большинства верующих слишком одностороннее понимание Христа как Бога, избавляющего от бед и скорбей. Конечно, это так, и мы всегда смотрим в эту сторону. Но ведь есть и другое, и в этом другом — вся жизнь, в нем — отражение происходящего сегодня.

Все любят Бога в славе. И фарисеи страстно хотели того же, не хотели видеть реальностей жизни, даже когда им на них указывал сам Бог. Именно Крест Христов стал соблазном для фарисеев. Не платим ли мы жизнью своих детей и своим спасением за нежелание взойти на свой Крест?

Евангелие лишает нас не спасительного покоя, готовит к настоящим и будущим искушениям, ибо внезапность — страшная вещь. Христос говорил: «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать будущих бедствий» (Лк. 21, 36). Если этого не уразумеем, то может случиться, что однажды проснемся и увидим, что в нашем храме, куда мы ходим только за утешением, хозяйничают другие люди, а мы лишние. Живем в своем доме, а потом вдруг окажется, что мы давно в гостях, и потому засиделись… От того, наверное «умные» люди и не спешат в Церковь, предчувствуя, что демонские силы, несмотря на «демократию», никогда не оставят ее в покое. Они предпочитают из-за угла смотреть, что с нею будет. А ведь таких персонажей в Евангелии много.

Оправдывая свое равнодушие и малодушие, «умные люди» хотят думать, что христианство устарело, что вера и Церковь не для них, что жизнь устроится и так… И непростительно ошибаются. Жизнь строится согласно незыблемым законам, вне которых жизни просто не будет. И они в Православии выражены четко и понятно. При внимательном, должном к нему отношении в этом нетрудно убедиться.

Все меньше иллюзий… Жизнь вообще не любит иллюзий, а сейчас их осталось совсем мало. Сегодняшнее время понуждает нас к серьезным размышлениям о сути происходящего, чтобы по возможности правильно сориентироваться и сохранить себя в русле Евангельского благовестия.

 
Автор: протоиерей Иоанн Гончаров
Из книги: «Многие поищут войти, и не возмогут…»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст