Семья

Конец близких отношений


Обложка книги: «Гармония в семье и браке»

По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Из дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни.

 

Развод

К сожалению, не все супруги могут пройти этот путь и стать действительно близкими людьми, «половинками», и тогда не редким становится распад брака, или развод. Поговорим об этом более подробно.

Развод - это прекращение брака путем его юридического расторжения. Другими словами, это превращение семьи из одного целого, какими были муж и жена, в два отдельных «я». Это всегда тяжело, болезненно и трудно - разрывать эмоциональные, духовные, телесные связи, рушить привычки, переходить от «мы» к «я». Но люди на это идут, и идут все легче и легче: ежегодно статистика разводов растет. Сегодня в целом по Самарской области на 1000 образовавшихся брачных пар приходится 786 распавшихся.

В стране на каждые три брака приходится два развода. В Хабаровском, Приморском краях, Сахалинской, Мурманской, Тюменской областях на 1000 браков приходится 945 разводов.

К сожалению, развод сегодня становится нормой жизни. По поводу его возникновения существуют различные психологические теории.

Например, теория толчка описывает ситуацию так: существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что- то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и пр.). Произошел толчок, семья развалилась. Однако все не так просто. Если есть сплоченность, любовь, то трудности становятся условием духовного роста супругов, но отнюдь не распада семьи.

Другая концепция пытается объяснить развод как «обратное развитие» и утверждает, что это происходит в каждом браке. По этому поводу также возникают большие сомнения: подтверждение теории возможно, если супруги строят исключительно эмоционально-телесный брак, в нем действительно возможно обратное развитие отношений, но совсем иная ситуация в гармоничном духовно-душевно-телесном браке, где развод, по всей видимости, невозможен.

В современной психологии в качестве причин развода выделяют:

- неудачное прохождение определенных стадий жизненного цикла семьи. Чаще всего распад происходит в первые годы семейной жизни, что объясняется легкомыслием вступивших в брак, неудачной адаптацией супругов друг к другу. Другой сложный период - рождение первого ребенка, когда брачные отношения перестраиваются в семейные, а нагрузка на супругов особо велика. Следующий сложный период - «фаза вылета птенцов из гнезда», когда цель поставить детей на ноги выполнена и супруги считают, что могут наконец-то заняться своей личной жизнью. Есть и другие причины:

- экономическая независимость женщины. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становиться все более независимой, следствием чего является развод;

- рост самосознания женщины, ее нежелание выполнять традиционные женские роли, желание самореализовываться в профессиональной сфере;

- распространение установок индивидуализма, убежденности в допустимости и даже привлекательности одинокой жизни в условиях, когда индустрия услуг обеспечит удовлетворение всех потребностей индивида;

- либерализация моральных установок, когда общество на развод смотрит сквозь пальцы;

- гласная и негласная борьба за власть, лидерство между мужчиной и женщиной, нарушение внутрисемейной иерархии;

- различные модели брака у супругов, расхождение ожиданий от брака. Например, мужчина тяготеет к традиционной модели семьи с авторитетом мужчины, а женщина к эгалитарному, равноправному варианту.

Этот список можно продолжать долго, но все же главная причина развода - это все тот же эгоизм, нацеленность на свои потребности, свои желания, искажение отношений между мужчиной и женщиной, утрата духовных оснований брака.

Церковь о допустимости разводов

Хотелось бы остановиться на позиции Православной Церкви о допустимости и недопустимости разводов. В 1918 году состоялся Собор Святой Православной Церкви, на котором рассматривались вопросы о допустимости разводов.

Были выделены следующие основания для разводов:

- отпадение от православия, когда один из членов семьи делает спасительную жизнь невозможной;

- прелюбодейство и противоестественные пороки;

- неспособность к брачной жизни, когда человек не в состоянии вести брачную жизнь по различным причинам;

- безвестное отсутствие, когда один из супругов пропадает на многие годы и причина его отсутствия неизвестна;

- присуждение одного из супругов к наказанию с лишением всех прав состояния;

- посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, когда совместное проживание становится опасным;

- тяжелые неизлечимые психические заболевания, сифилис.

В настоящее время этот список дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованным хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершение аборта женой без согласия мужа.

Но, несмотря на весь приведенный перечень, разводы допускаются Церковью в исключительных случаях. Почему? Через терпение тягот от близких Господь посылает нам исцеление: «претерпевший... до конца, спасется» (Мф. 24, 13). Терпение - основа христианской жизни. Как отмечает святой Паисий Святогорец, терпеливый супруг уподобляется бескровному мученику, а мучитель является всегда лишь орудием в руках Божьих.

Святой старец говорит: «Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал с любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И она тоже стала христианкой».

Далее старец продолжает: «Супруг или супруга, оказывая послушание, проявляя терпение, постоянно стяжает Божью благодать, в то время как другой, пребывающий в грехе, ее теряет. Так кто же выигрывает? Тот, кто терпит, кто смиряется. А не будет возможности проявить терпение и смирение, за что получать награду?»

Но, конечно, такой подвиг не под силу каждому. Многие люди не хотят нести своего креста, ропщут, пытаются его сбросить. А некоторые и без трудностей спешат развестись, попросту объясняя свой шаг тем, что надоело, встретил человека лучше, интереснее, богаче.

Современный человек зачастую нацелен на эгоистическое удовлетворение своих потребностей в браке, и поэтому, когда эти потребности удовлетворены (возникло пресыщение) или, наоборот, хронически не удовлетворяются (фрустрированы), могут начаться поиски нового «партнера», происходит распад отношений. В итоге срабатывает принцип: «хочу новое корыто», «хочу быть столбовою дворянкой». В этом контексте сказка «О рыбаке и рыбке» представляет собой яркую психологическую иллюстрацию позиции эгоизма в супружеских отношениях. Именно он является главной причиной развода.

 
Автор: психолог Морозова Елена Анатольевна
Из книги: «Гармония в семье и браке. Семья глазами православного психолога»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст