Поэзия

Кургинян Светлана: «Сретение», «Преображение» и «Праздник у большой воды»


Кургинян Светлана

Преображение

1

В народе этот день зовется Спасом,
Вслед за Медовым — сразу Спас Второй,
Но яблочки отведаешь не сразу —
До праздника, считалось, грех большой.

Уклад старинный, но, увы, забытый,
Обычай, уходящий вглубь веков:
Все начиналось со святой молитвы
«На освящение начаток всех плодов».

Весь новый сбор садов и огородов
Сначала полагалось окропить —
За все, что посылает мать-природа,
Создателя пора благодарить!

А после храма — сладкое застолье:
Варенье, яблочные пироги
И пряников медовое раздолье —
Знай, наворачивай за две щеки!

Потом все дружно в поле устремлялись
И провожали солнечный закат,
Водили хороводы и смеялись,
А песни пели — лучше во сто крат!

В почете был хозяин хлебосольный,
Который, потчуя гостей своих,
Не забывал убогих и бездомных,
Кормил детей сиротских и больных.

А тех, кто угощать не торопился,
Сельчане порицали — поделом!
И долго сторонились всем селом
Того, кто с нищими не поделился.

У Яблочного Спаса — именины,
Народное гулянье до утра!
А у природы — просто осенины,
Об осени задуматься пора.

 

2

Едва забрезжил свет и небо заалело —
А я уже спешу к раскрытому окну,
Спешу принять и первый луч несмелый,
И праздничную утреннюю тишину.

И ранних птиц живое щебетанье,
И сладкий аромат загадочного дня…
Пока росинки на ресницах у меня —
Пора загадывать свои желанья.

Начало дня как свежее дыханье...
От дуновений утреннего ветерка
Деревья шелестят, все понимая,
Приветствуя меня и кланяясь слегка.

Рождение зари — природы пробужденье,
В лучах божественных купается земля,
Спасителя чудесное Преображенье!
Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!

***

Куда стремимся и зачем спешим?
У веры нет ни времени, ни расстояний...
Я оставляю главное из всех желаний —
Постичь преображение души.

 

Праздник у Большой Воды

Оно когда-то называлось Божьим —
Большое озеро с зеркальною водой.
Красивее в природе быть не может! 
Похоже, кистью выводилось неземной...

В трехцветном облаке — живая сцена,
И зазвучал, запел Крестовый мыс!
На фестиваль культурного обмена
Народы всей Сибири собрались.

Поляна у подножия горы
Усеяна десятками подворий.
На сказочно устроенном просторе —
Поделки, угощения, дары.

Призывный бубен северных народов
Начало фестиваля возвестил:
Шаман из Эвенкии освятил
Обрядом древним всю Большую Воду.

Татары и башкиры всего края
Свой сабантуй сегодня воспевают —
Народный праздник меда, праздник плуга,
Борьба куреш и скачки для досуга.

Игра на кокле — древнее искусство,
Сегодня латыши проводят мастер-класс,
А если приглядеться — те же гусли,
Друзья, ведь корни общие у всех у нас!

На смену зажигательной лезгинке
На сцену приглашен казачий хор,
И в тот же миг встает, как на картинке,
Станичной жизни песенный простор.

Поля воспеты, золото колосьев
И родников прозрачная вода...
Какое звучное многоголосье,
Какой размах, какая широта!

Вечерний легкий ветерок донёс
Протяжный звук армянского дудука —
Мелодию тоски, мелодию разлуки,
Мы слушаем и не скрываем слёз.

Ведь в этой музыке — история народа
С культурой, уходящей вглубь веков.
Земля — легенда под открытым небосводом,
А музыка — зов сердца, вечный зов.

Живая музыка, живые голоса...
Плечом к плечу посланцы всех народов.
В гармонии друг с другом и с природой
Мы можем научиться делать чудеса!

Единоверия витает общий дух,
Единомыслия, простого братства.
Костюмов ослепительных богатство
И поздравления, приятные на слух.

И нет ни войн, ни расовых различий,
Ни бесконечной классовой вражды...
Есть новый замечательный обычай –
Народный праздник у Большой Воды.

 

Сретение

«... Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников...»

Евангелие от Луки, 2, 29-32

1

На Сретенье решила в храм прийти.
Какой иконе лучше поклониться?
От той, что в центре – глаз не отвести:
Истории застывшая страница.

Я вижу древний Иерусалим...
Дополнив городскую панораму,
Народ толпится у святого храма,
Меж ними – старец. Может, пилигрим?

Да нет же! Это из Александрии
Ко храму городскому устремлён
Учёный летописец Симеон:
Ему ниспослано принять Мессию!

Свидетельствуют «Жития Святых»,
Что праведнику было триста с лишним!
И прожил бы еще (в отличье от других),
Пока ...не встретился с Иисусом лично.

Семейство перед нашими глазами
С младенцем на руках и голубями...
Богоприимец, мудрый Симеон,
Приветствуя родительский поклон,

Приемлет первенца. И в тот же миг
Всё озаряется небесным светом:
На смену Ветхому – достойный лик
И будущее Нового Завета!

Очистившись обрядом перед Богом,
Родители вернутся в Назарет.
А у младенца – обретённый крест
И долгая тернистая дорога...

...Зажгу свечу. Пусть пламенем огня
Озолотится в праздничный февральский вечер
Такая важная и для меня,
И для истории евангельская «Встреча».

 

2

А на Руси на Сретенье гадали
И по погоде всё определяли.
Важней всего – грядущий урожай,
Смелее, оттепель, не подкачай!

Резвились в этот день не только дети:
У мужиков в деревне – зимобор,
Им нипочём мороз и снежный ветер –
Они на кулаках решают вечный спор.

Кто – в ватниках, кто – в тёплых зимних шубах,
Друг другу мнут бока от всей души!
Обычай может показаться грубым,
Но в праздник все приметы хороши.

Когда в кафтан одетый побеждает –
Встречайте, люди, раннюю весну!
Но если «шубы» драку завершают –
У злой зимы останемся в плену.

А на полях – мышиная возня:
Поистощились личные запасы!
И «серые» воришки дружно, разом
Обхаживают скирды у крестьян.

Какое вероломное обжорство!
Ужель на них совсем управы нет?
Являлся заклинатель – важный дед,
Который с удивительным проворством

Обряд «изгнания» производил –
Сжигал пучок означенных колосьев;
Полученной золою, на морозе,
Гумно осыпав, вслух произносил:

«Нет, не жить вам на белом свете,
Не точить вам пахучего сена,
Не видать вам травы муравой,
Не таскать ячменя золотого»

В народе говорят, что заклинанья
Имели убедительный успех,
А знахаря (не вспомнить, право, грех!) –
Чем Бог послал кормили за старанья.

В разгаре – праздник, множество огней…
Откуда громницы берут начало?
К славянам освящение свечей
От древних римлян перекочевало.

Огонь – частичка главного Светила,
Огонь – источник света и тепла.
Свет Сретенской свечи – живая сила
В борьбе со слабостью, с потоком зла.

Встречаются зима с весною ранней,
Встречаются стихии: кто кого?
Храня очаг жилища своего,
Мы все в плену у этих состязаний.

 

Громницы – освященные в Сретение свечи, хранимые весь год до следующего праздника

     
    Автор: Кургинян Светлана Ильинична
    г. Тольятти Самарская область
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст