История

Основатель московской династии
Даниил Александрович


Святой благоверный князь Даниил Московский
Святой благоверный князь
Даниил Московский

В конце XIII в. Московское княжество занимало небольшую территорию. С севера на юг оно простиралось на 100-200 км, а с запада на восток – на 150-180 км. Природно-климатические условия были не очень благоприятны, а московские земли не отличались плодородием. Не высок был и уровень развития ремесленного производства. Не играло княжество существенной роли и в политической жизни Руси.

Основателем династии московских князей был четвертый, младший сын Александра Невского – Даниил Александрович. В 1282 г. Даниил основал первый монастырь в Москве: «Сей великий князь Даниил Александрович устроил монастырь за Москвою-рекою, иже и доныне зовется Даниилов...»

Главный храм монастыря был освящен в честь преподобного Даниила Столпника – небесного покровителя московского князя. Именно здесь незадолго до своей кончины Даниил принял монашеский постриг. Впоследствии Даниил был канонизирован православной церковью.

При нем территория Московского княжества стала быстро увеличиваться в размерах. В 1300 г. у рязанского князя была отвоевана Коломна с прилегающими к ней волостями. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения (Переяславль-Залесский и Дмитров) перешли к Москве. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, и его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего.

Способствовал возвышению Москвы и отток населения из соседних княжеств. Переселенцы, идя с юга, оседали здесь и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга в Москву шли переселенцы из других областей Руси. Пришлое население приносило князю доход; полученные средства он мог употреблять на покупку городов и выкуп из Орды пленных (их опять-таки селили в Московском княжестве). Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также важное значение, поскольку Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани.

В 1303 г. уже в период княжения сына Даниила Юрия (1303- 1325) к Москве из состава Смоленского княжества был присоединен Можайск. Долгие годы граница московских владений проходила возле Можайска, что и породило известную поговорку «загнать за Можай», т.е. выгнать врага с русской земли. Поскольку Можайск расположен у истоков Москвы-реки, а Коломна – у устья, то с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Московский князь вступил в борьбу за великое княжение.

 
Автор: А. А. Федулин
Из книги: «Отечественная история IX-XIX вв.»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст