Духовная жизнь

Я был слеп, а теперь вижу


Проповедь в неделю о слепом

Икона В неделю о слепом

Есть на земле места, про которые можно сказать: «Глаза бы мои на них не глядели...» Есть такие унылые, тоскливые пейзажи, такие невеселые виды, при созерцании которых душа скорбит, и в сердце поселяется печаль. Есть события и лица, при взгляде на которых хочется закрыть, смежить свои усталые веки, потому что взгляд на них вызывает мысль о безнадежности усилий, о бессмысленности стараний, о смерти... Точно такие же печальные мысли вызывает у иных людей созерцание реалий нашей повседневной жизни: предательство и жадность, обман и коварство, разгул безумных страстей и страдание невинных, болезни и бедность - все эти теперь уже нравственные пейзажи нашей жизни способны сделать из любого человека безнадежного пессимиста, поселить в его сердце неизбывную тоску.

Однако мы должны признать, что даже в чахлой былинке, пробивающейся сквозь безжизненный асфальт, даже в радужном переливе прозрачных крыльев совсем уж неромантичной мухи всякому внимательному взгляду открывается дивная красота сотворенного Богом мира, является ликующая гармония творения, обнаруживается повод для восхищенной радости от созерцания того, что Бог подарил нашим глазам. Просто так, ни за что, просто потому, что Он любит нас.

Это столь же верно и по отношению к пейзажу нравственному, к той сфере человеческих отношений, которая как воздух обнимает наши души, и, которая, подобно воздуху отравленному, ядовитому, способна погубить нас, или, если этот воздух свеж и чист, вселить в нас радость, надежду, стремление к счастью...

Русский философ прошлого века Владимир Соловьев обостренно и точно сформулировал проблему духовного зрения: «Первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязания на общий интерес есть вопрос о цели существования. Если бы наше существование было постоянным блаженством, то такой вопрос не мог бы возникнуть: блаженное существование было бы само себе целью и не требовало бы никакого объяснения. Но так как на самом деле блаженство существует более в воображении, действительность же есть ряд больших и мелких мучений и в самом счастливом случае - постоянная смена тяжелого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий - с другой, то совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какая цель этой жизни».

Так же как слепой от рождения не видит дивной красоты окружающего мира, так же как пресыщенный буйством тропических красок не способен обрадоваться неприметному одуванчику, точно так же духовный слепец видит в окружающей его жизни одно: «ряд больших и мелких мучений... и постоянную смену тяжелого труда и гнетущей скуки».

Несчастный слепорожденный не мог даже представить себе видимый всем прочим людям мир, он не мог даже пожелать, захотеть стать зрячим, потому что не догадывался, что это такое. Подобно ему и каждый из нас, пока мы не знали Бога, не ведал и не знал, как прекрасна жизнь и все, что ее наполняет. Вы, конечно, обратили внимание на то, что Господь даже не спрашивает несчастного, хочет ли он прозреть, как это бывало в других случаях исцелений слепых. Таких слепых, которые прежде были зрячими. Господь не спрашивает его, потому что ведает, что бедняге нечего ответить на этот вопрос - он не знает, что такое зрение. И вместе с ним духовно слепые люди видят вокруг себя не лица человеческие, сотворенные по образу Божию, не братьев и сестер своих, но, как сказал Николай Васильевич Гоголь, «свиные рыла».

Духовным слепцам величайший дар Божий - жизнь представляется цепью «исчезающих иллюзий», а окружающие их люди лжецами и негодяями. Так устроены ослепленные сатаной их духовные очи. Так настроена изуродованная грехом их несчастная душа.

Бог исцеляет нас от прирожденной слепоты. Бог своей бесконечной благостью дает нам увидеть этот мир. Не просто леса и поля, людей и птиц, текущую воду и сияющие звезды. Бог дает нам увидеть за долгую нашу жизнь на земле Себя Самого. Творца, изобразившегося в Своем творении. И так же как Он дал увидеть слепорожденному в Храме Свой лик, Он дает нам увидеть Себя в лице другого человека. Мы как-то забыли о том, что имя Божие, знание о Боге, лик Божий каждый из нас впервые узнал, увидел в другом человеке, в других человеческих глазах. Это ведь к каждому из нас обращены слова Сына Божия: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою!» А если это так, то разве может быть в сердце нашем место унынию, тоске, злобе и раздражению? Если воистину Бог отверз наши духовные очи, то о чем нам печалиться? О чем горевать? От чего унывать...

 
Автор: протоиерей Сергий Ганьковский
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст