Духовная жизнь

«Вы молодая. Зачем вам Церковь?»


Елена ШевченкоЕлена Шевченко, Украина

Хорошо, когда знаешь город, в котором живешь. Хорошо, когда в городе много храмов: где бы ни настигла тебя неприятная новость - зашел и поплакался в Небесную жилетку. Выходишь- и солнышко ярче, и ропот отступает, уступая место тихой благодарности. А тут - маленький городок. Незнакомый. И известие такое, что до дома не довезешь. Только поделиться с Богом своей «ношей». Прохожих мало. У кого спросить, где храм? Навстречу женщина. Удивленно отвечает вопросом на вопрос: «Да вы молодая! Зачем вам Церковь?»

Зачем? Недавно на Литургии неожиданно посетил вопрос, который часто мучал в пору неофитства: «А что если всего этого, о чем говорит Церковь, нет? И жизнь - это только здесь и сейчас? И все эти посты, самоограничение, работа над собой - не имеют смысла?..» И тут же в сердце ответ: даже если это было бы так, все равно то, что дает нам Церковь еще здесь на земле - уже много и не идет в сравнение ни с чем другим.

Когда умирал мой дедушка, его не оставляло чувство голода. Он постоянно жаловался дочери, что его не кормят. Но когда, в день его смерти, она пришла, чтобы покормить отца, он сказал: «Я не голоден. Я сегодня был у своих (умершие родственники). Меня там посадили за стол... Если бы ты знала, какая ТАМ красота!» Без обеих ног, съеденный раком, он не чувствовал боли и с упоением рассказывал о красотах рая.Через несколько часов дедушки не стало.

Что это было, знает один Бог. Но знаем и мы по личному опыту, что здесь на земле ничто не может дать нашей душе то, что ей действительно нужно, кроме Церкви и ее Таинств.

Помню свое первое осознанное причастие. Крещенная в детстве, вдоволь наевшаяся «свиных рожков» этого мира в юности, приползла к Богу уже с солидным багажом своих житейских радостей и горестей. Прошло уже много лет, но я до сих пор помню это внутреннее ликование причастившейся души, эту бьющую через край радость: «Я никогда еще не была такой счастливой!» Да. Именно счастливой.

Ведь что такое счастье? Со-у-част-ие. Причастность чему-то светлому, настоящему. А полнота света и настоящести только в Боге. И душа, как промерзшая изголодавшаяся зимой синичка, летит к Небесной кормушке, устроенной заботливыми и любящими руками. Но Церковь не только приобщает раю здесь на земле, она же спасает от ада, не только в мистическом понимании, а и в обычном, житейском.

Как-то одна моя знакомая призналась, что только Церковь и Ее святые Таинства вытянули ее из ада блудной страсти.

Православная «со стажем», любящая жена, мама трех замечательных карапузов... вдруг влюбилась. Один Бог знает, чего ей стоила эта борьба с самой собой за свое же семейное счастье. «Теперь я знаю, что в аду точно есть все орудия изощреннейших пыток - грустно шутит она. - Я до сих пор помню, как с моей души заживо сдирали кожу, когда меня на аркане тащила страсть, а я слабо пищала: «Господи, помилуй!», но хотела не освобождения, а плена. Каждый, кто решился стать на путь борьбы со страстями, знает, что помощь и спасение только в Церкви. Потому как «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Эти же слова Апостола еще и ответ на частые замечания о том, что для того чтобы быть хорошим человеком церковь не нужна. Вон сколько замечательных людей, далеких от Церкви: живут по совести, зла не делают, всем помогают... Но каждый, осознанно переступивший порог Церкви знает на своем личном опыте, как быстро начинает слетать шелуха хорошести, и что таким «хорошим людям» подчас сложнее стать настоящими христианами, нежели отъявленным злодеям. А когда я слушаю молодых, интересных, думающих, ищущих людей, увлеченных буддизмом, эзотерикой, тяжелой музыкой, экстремальными видами спорта, так и хочется сказать: «Дорогие мои, все это есть в Церкви, точнее, то, что вас в этом привлекает: глубина, таинственность, драйв, экстрим, досягаемость и непостижимость, а главное - Истина. Только здесь во всей своей полноте и нигде больше!

Почему же, если все так замечательно в Церкви, так много тех, кто по-прежнему считает, что молодым она не нужна? Почему тогда я сама, нуждаясь в Боге, много лет искала Его где угодно, но только не в Православной Церкви, сознательно избегая обращения к ней и ее спасительным Таинствам?

Может потому, что, как и многие другие, боялась потерять себя настоящую, боялась, что Церковь раз и навсегда отнимет у меня право быть собой. И не зря.

Ведь для того, чтобы стать собой, нужно вначале действительно себя потерять. Отвергнуть себя, чтобы найти по-настоящему. Вот такой парадокс.

Ведь это же к нам, молодым перфекционистам, жаждущим самореализации и стремящимся к совершенству обращает Свои слова Глава Церкви - Христос: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). И Он же подает через Церковь силы не сойти с этого пути, а значит жить настоящей жизнью, а значит быть, а не казаться.

 
Автор: Елена Шевченко, Украина
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст