Духовная жизнь

Радость покаяния


Артемий Слёзкин
Артемий Слёзкин

Покаяние... Напряженная сосредоточенность. Погруженность в себя. Сдержанность чувств.

Какая еще радость? Где тут радость, когда, как представляется, покаяние – это одно сплошное печаление о своей греховности, своем духовном падении? Ты, автор, что-то напутал. Когда произносишь редкое в светском окружении слово «покаяние», воображение тут же рисует образ углубленного в себя христианина с болью в глазах. Каяться – значит пребывать, как видится, если не в унынии, то в подавленном состоянии духа. Тут не до радости...

Ошибаетесь, любезный. У вас искаженное представление о главнейшем христианском делании. Давайте вместе разберемся, что это за покаяние такое, которое несет радость.

Скрытая энергетика покаяния

Когда Богочеловек Иисус Христос вышел на проповедь к израильскому народу, первым Его призывом был призыв к покаянию: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). Если логически рассуждать, то что получается? Царство Небесное – это Царство вечной славы Божией, вечной радости, блаженства, счастья. Если покаяние делает человека сопричастным Царству Небесному, если оно приближает к кающемуся это Царство, по слову Спасителя, то разве может оно быть унылым, печальным, угнетенным? Нет же! Оно несет радость, но только тогда, когда мы правильно каемся.

Что есть покаяние? Оно есть восстановление связи с Богом, связи, нарушенной грехом и непотребной жизнью, в которой или совсем нет места Богу, или его крайне мало. Внешнему наблюдателю, при поверхностном взгляде на покаяние, кажется, что все оно состоит в нескольких словах: «Господи, я согрешил, прости меня». Да, исповедование своего греха Богу имеет место в покаянии, но это далеко не все. Одного исповедования мало, нужно нечто более энергичное: «Господи, я согрешил, прости меня и помоги не грешить так больше».

Вот скрытая энергетика покаяния! Вот чего ждет от нас Бог – нашей нужды в Нём! «Господи, я хочу меняться, я хочу быть таким, каким Ты хочешь меня видеть. Но я слаб, немощен, я не могу изменить в одиночку свою темную душу. Мне нужен Ты! Ты, Господи! Помоги мне стать лучше. Без Тебя я лучше не стану никогда».

Итак, что мы имеем в результате? Мы имеем благодатные плоды покаяния.

Первое: мы просим Бога смыть с души совершенный грех, простить нам согрешение.

Второе: мы хотим стать лучше, чище, то есть избавиться от власти греха и готовы трудиться ради этого, противоборствуя греховным помыслам и желаниям.

Третье и самое важное: мы признаем свою немощь и невозможность измениться без помощи Божией. А этих перемен мы жаждем, ибо хотим идти за Христом. В то же время мы понимаем, что больны и что нам нужен Врач. Мы понимаем, что погибаем, и нам нужен Спаситель. И Спаситель приходит и лечит наши душевные раны. Без признания необходимости Христа Спасителя для исцеления падшей души человеческой даже обрядово благочестивая православная жизнь теряет всякий смысл.

Христос пришел на землю, чтобы спасти людей от плена греха и следствия этого плена – смерти. Он протягивает к нам спасительную руку – хватайся, человек, Я вытащу тебя из смрадной ямы, из которой тебе в одиночку не выбраться. Кто ухватится за эту руку? Тот, кто видит себя сидящим по уши в грязи. Тому же, кто сроднился со своим смрадом, кто не считает себя больным, Врач не нужен.

Цель жизни человеческой

Идем дальше. Через признание своей неизлечимой в одиночку испорченности и крайней нужды в Целителе и Спасителе мы потихоньку приобретаем смирение, то есть недоверие себе и добровольную зависимость от Бога, покорность воле Его и жажду познания Его. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Бог скоро слышит смиренных, весь приклоняется к ним, подает обильные дары Свои. Разве это не счастье? Не благо? Не радость? Быть послушным чадом Божиим, Его возлюбленным чадом – не к этому ли нужно всеми силами стремиться? Вот вам и радость, даваемая покаянием и только им.

Но это еще не все. Цель жизни человека – обожение, то есть максимально возможное единение с Творцом, соединение с Ним, уподобление, приближение к Нему. На эту цель прямо указывает всем Своим последователям Спаситель: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Теснейшее же единение человека с Господом возможно при одном условии: чистоте души человеческой. Чем чище душа, чем свободнее она от страстей и греховной скверны, тем ближе она к Идеалу Совершенства.

Однако душа наша так устроена, что, как отмечалось выше, сама себя от греха полностью очистить не может. Какова же причина этого? Сущностная причина – в самой нашей поврежденной природе, другими словами – к склонности ко всякому греху, глубоко въевшемуся в «кожу» души. Добавьте сюда непрерывные атаки на душу диавола и бесов, подталкивающих нас к разным греховным делам, да еще представляющих эти дела как совершенно нам естественные и жизненно необходимые. Возможно ли, один на один, бороться против таких титанов: диаволом и собственной падшей природой? Ответ очевиден.

Через покаяние мы привлекаем спасительную благодать Божию. Мы получаем так нужную нам Врачебную помощь, помощь действенную и целительную. Грех, который отравляет нашу жизнь и с которым мы никак не можем справиться, при искреннем покаянии в нем прощается Богом, а при неотступной просьбе Его о помощи постепенно очищается, изглаживается из сердца. Например, блудник, которому опротивела страсть блуда, но от власти которой избавиться он не может, при обращении к Богу с покаянием получает освобождение – страсть затухает. Или привыкший сквернословить, через усилия и при содействии Божием, переходит на нормальную речь. А сколько случаев буквально чудесного исцеления от наркомании ребят, твердо ставших на путь Православия!

Чем глубже осознание нами своего падения, чем яснее мы понимаем, где и в чем согрешили, тем крепче Бог врачует нашу душу, смывает с нее исповеданный грех, дает силу бороться с другими, им подобными – нашими могучими внутренними врагами. Целя нашу душу, Господь вливает в нее Самого Себя, и тем приобщает нас к жизни вечной, нетленной, блаженной. Это ли, скажите, не великая радость для всякого верующего сердца?

Верный способ увидеть Бога

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Спрашивается: узрят, то есть увидят, – где? Вне себя или внутри себя? Если говорить о посмертном нашем бытие, то там Бога увидят все, и чистые сердцем, и нечистые, увидят Его «лицом к лицу». Мне думается, что чистые сердцем блаженны, то есть счастливы, именно в том, что видят Бога в своем чистом сердце еще при земной жизни. Не глазами, конечно, видят, а душою, – они чувствуют присутствие Бога в своем сердце, Его близость, Его заботу.

Чистые сердцем имеют также духовное видение в себе действий Божий. Эти действия суть благость, мир, радость, любовь, милосердие ко всем, прощение врагов, кротость, смирение, непрестанное памятование о Боге, молитва. Разве это не истинное счастье, не блаженство? А чистота сердечная достигается, повторюсь, покаянием...

***

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Иначе: «Радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Иначе: «Пребывайте во Мне, ибо приблизилось Царство Небесное».

Вот что дает искреннее покаяние, вот почему оно является фундаментом нашего спасения, без которого говорить о какой-то христианской жизни – пустое. Будем ежедневно каяться Богу, будем стремиться изменить себя с Его помощью, будем жаждать высшей радости – радости богообщения. Богообщения, которое для всех и для каждого начинается со слов: «Господи, очисти меня, ибо грешен...»

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст