Духовная жизнь

Без труда не спасешься


Без труда не спасешьсяФото из открытых источников интернета

Не жалейте трудов; смотрите какой блаженный конец ожидает тружеников и воодушевляйтесь. Трудитесь! Без труда и труда усиленного, ничего не получим.

Получать блаженство все готовы, а труды ради сего нести многие упираются. Очень многие всякие позволяют льготы, а между тем все же чают благую улучить часть вместе с другими. Точно Господь многомилостив и всякого готов облаженствовать. Но сами-то мы никак не можем изменить путей, Господом указанных, и по своему вкусу прописывать себе условия к получению блаженства, которое не в наших однакоже руках.

Вот посмотрите, как апостол Павел и себя и других воодушевлял на труды и остерегает от льгот. Не знаете ли, что бегущие на растилище бегут все, но один получает награду?(1 Кор. 9, 24) С каким усилием  на бегах все напрягают свои силы, чтобы перегнать других? И это чего ради? Чтобы тленный получить венец. Не тем ли с большим рвением тащить нам, чтоб получить венец нетленный? Так бегите, - прибавляет, - чтобы получить.

Как же это надо бежать, чтоб достигнуть? Надобно от всего воздерживаться. Означает пост, бдение, утруждение тела и всякое умерщвление тела. Как говорили наши отцы-подвижники, суровое иметь житие. Чтоб кто не вздумал как-нибудь увольнять себя от сего. Апостол и себя изображает также бегущим. И я, говорит, также бегу, и также подвизаюсь. Как же это именно? Усмиряю и порабощаю тело мое. Апостол, сосуд благодати, умерщвляет тело свое и порабощает. Кому же после сего будет это необходимо? И не думайте, что у него это есть плод избытка ревности. Нет! Без этого говорит мне нельзя быть, опасно. Апостол, устроитель царства Божия, руководитель всех к спасению, боится оказаться недостойным, если не будет тело свое порабощать и умерщвлять. Кто же после сего надеется быть достойным без умерщвления и порабощения тела?

У нас общий недуг – жаление и поблажки плоти, совсем не подходит для ищущих царствия Божия. Хочешь царствия, не жалей плоти. Будешь жалеть плоть, не получишь царства. Ах, как нам не по вкусу это строгое и суровое житие и каких уверток  употребляем, чтобы уволить себя от него!

И чего не наговорят такие во оправдание свое? О тех уже нечего говорить, кои уже нерадят о спасении, те живут только в плоти. А то и ревнители благочестия всяко склоняются на то, чтоб питать и греть плоть свою. Я, говорит, богомыслием займусь, в церковь буду ходить, буду заниматься чтением спасительных книг, милостыню буду подавать и другое что готов делать; а телу уж пусть дается всякий покой и довольство – в пище, сне, неутруждении и устранении всяких неудобств. И что еще говорят? Говорят, что это умерщвление плоти есть телесное делание, мы же духовны. Духовными деланиями будем достигать царства небесного – вещественного.

На все такие и подобные рассуждения скажу одно. Апостол Павел до какой меры был духовен? И кто сравниться с ним в ясном ведении того как нам нужно действовать. А видите, что прописал? Указал венец нетленный. И всем предписал умерщвлять и порабощать тело. Ничего другого не вставил и никакого другого посредства не поместил. Тут умерщвление и порабощение тела, а там венец нетленный. Хочешь последнего, возьмись за первое. Рассуждение же в сторону. Если и мне кто стал докучать: разъясни и то и другое в сем деле недоумение, я сказал бы, что рассуждать? Понятно, что значит нетленный венец? Конечно, понятно. Понятно, что значит умерщвление и порабощение плоти? И это верно, понятно. Пойди же, умерщвляй и порабощай плоть и получишь нетленный венец. А если иначе станешь действовать, не только не получишь венца, но окажешься недостойным, как опасается св. Апостол и за себя и за нас. О недостойном же знаешь что сказано? Сказано: недостойного раба вверзите во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Вот такой неутешительный конец покоя плоти.

Вся жизнь у нас должна проходить в умерщвлении и порабощении плоти. Иначе тотчас попадешь в недостойные, а за то потом и участи их горькой подвергнешься. Чтоб самим делом не подпал кто из нас сей участи по забвению, или по какому увлечению делами, святая Церковь напоминает нам об умерщвлении плоти каждую неделю – среду и пятницу, а в каждое время года продолжительными постами. Чтоб когда прейдет пост, против воли взялись за труд умерщвления порабощения плоти и вступили на поприще, ведущее к получению нетленного венца. Так, если уж в другое время делаем себе всякие льготы, хоть постом несколько поутрудим плоть свою.

Блаженны труды умерщвляющих плоть сою; и да воодушевляет их на продолжение уверенность в неизбежности сего пути. Но и те кто лишали себя сего блага, имеют еще время сделаться участниками его. Вступите бодрено в подвиг. Ревностию возревновав, догнать успеете тех, кто так далеко ушли от вас.

 
Автор: Епископ Феофан
Из книги: «Наставление и утешение святой веры христианской».
Одесса. 1905 г.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст