Церковные праздники

Вербное воскресенье


Протоиерей Василий Ермаков
Протоиерей Василий Ермаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Со всей ясностью возвещает нам Церковь, кто есть Господь наш Иисус Христос. Он — Спаситель мира, он жил на земле вместе с нами, и когда он идет на страдание в город Иерусалим, то по пути совершает великое чудо, — воскрешает умершего четыре дня назад человека, Лазаря. Этим чудесным воскрешением Он показал, что Он является Богом, которому Бог-Отец даровал всю полноту великих сил Божественных, не земных, то, что ему подчиняются все силы Мироздания.

Святое Евангелие говорит нам, что заходя в этот дом скорби, где лежал умерший, Иисус встретил женщину Лазаря, сестру Марию. Она говорит: «Лазарь наш умер, прошло четыре дня...» Он отвечает: «Я приду и воскрешу его». Естественно, что сестра в душе была смущена: как же можно воскресить мертвое разлагающееся тело! Но он приходит и говорит: «Лазарь, гряди вон!» И Лазарь восстал из гроба.

О чем это говорит? О том, что в жизни человека нет смерти, — есть переход души из одного бытия в другое. Тело — это оболочка души. Ибо сказано: земля еси и в землю отойдеши. А душа? Душа — это тот внутренний мир каждого из нас, тот мир, который мы в течение подвига Поста Великого были обязаны осветить, наполнить Благодатью, чтобы чистой очищенной душой встретить так, как Марфа и Мария встретили Христа Спасителя в светлое Воскресение.

Мы обязаны думать о душе нашей! Ибо в течение всей нашей земной жизни, душа наша, как и тело, — от неверного к ней отношения разлагается. В чем это разложение? Тело умирает от нарушений; мы небрежно относимся к нему, вот и получаем болячки; так и душа: если мы не внимаем голосу нашей совести, душа напоминает нам о всех злых, жестоких поступках нашего бытия. Потому что совесть — неподкупный свидетель нашей жизни. Порой мы чувствуем, что совершаем нечто дурное, греховное и слышим голос совести, но отметаем его... Ибо он обличает нас. А когда мы в покаянии, в дни подвига поста идем ко Христу Спасителю, чтобы у его благодатной чаши жизни получить всепрощение и всеисцеляющую благодать веры, — вот тогда, после подвига веры, совершаемого для того, чтобы душа была чистой, — вот мы и чувствуем радость спасения, внутреннего воскресения и оздоровления души нашей.

Церковь дает нам, грешным, возможность спастись, чтобы никто не погиб, чтобы не утратил наследство вечной жизни и вновь вернулся в лоно Отца Небесного. Все это зависит от воли каждого из нас: кто ищет спасения, кто живет по закону Божиему, — тот спасется! «Как спастись?» — это был извечный вопрос прославленных русских людей. И уже сам вопрос этот говорит о чувстве религиозности народа нашего. Бог даровал нам силу Благодати, и силу веры, и Храм Божий, таинства, которые нас хранят. Но современные поколения, да и христиане часто проявляют пренебрежение в делах веры.

Маленький пример: сколько христиан идет к причастию без исповеди! Какая-то анархия, нерадение, невнимание... Что получили они в Храме? Да, ничего! Вербное... Я пойду освещу вербу. А зачем, для чего? Верба, — это символ нашего пробуждения от греха — к вечности. И это дает нам природа в канун весны, когда солнце светит так ярко. И солнце правды, веры должно освятить наши души... Но, повторяю, много распущенности, небрежения и нежелания подчинить свою волю — воле Бога, Православию, воле Христа.

И кто проявляет небрежение? Люди пожилые, кто обязан быть примером для молодых в том, как надо душой хранить православие. И на лицах-то их написаны пустота, равнодушие, мир хладной души и тела. Потому что они не знают, как надо идти на исповедь, потому что не думают о болезнях своей души. Равнодушие, полная бесплодность своей земной жизни. Что они получат — не нам судить, но можно понять, что эти люди не стоят на пороге вечности, если Господь по своей великой Божественной силе и милости не призовет их к себе страданиями, крестом жизни, житейскими испытаниями своего земного бытия.

Бог все может совершить, Он все дарует просящему у него силой Благодати Господней. Только идти ко Христу надо так, как учит наша русская православная церковь, а не так, как проповедники с Запада, — у них своя цель: отвратить русских людей от Храма, от Православия. Им чуждо наше духовное бытие. Вот почему так обольстительно, так лукаво расклеивают они плакаты свои, прикрываясь Христовым именем: Христос-де вас ждет, Христос вас любит.

А что — он нас не ждет, нас не любит? Что мы, Христа не знаем? Да пусть каждый скажет, но только голосом совести, — разве мы не ощущаем эту великую теплоту Благодатного, молитвенного, Божественного воздействия силы Божьей на каждого человека, кто молится в Храме Господнем? Чуждые пришлые люди в свое время разрушали Храмы православные, но и русские не только не воспрепятствовали, но и помогали сбрасывать колокола с колоколен России! И молчала наша великая страна, словно потеряла язык и совесть...

Сейчас Храмы не разрушают, — возводят. Но богохульство не изжито. Да вы сами видите это: вот показывают артиста, а на голом теле — большой крест православный! Разве можно выставлять крест на позор? Это — святыня, искупленная кровью Спасителя, освященная нашими с вами страданиями. Народ пошел к Богу, к вере, а модники к нему пристраиваются. У иного на шее крест, а в кармане нож и револьвер. Это все идет с Запада. Они Христа уничтожили; они Христа в грязь втоптали своими безбожными действиями, Да и у нас греха своего хватает. Повторяю: крест — святыня, он должен быть маленьким и носить его следует на груди, а не выставлять как дань моде, при танцах! Это какой-то сатанизм и эти сатанисты вновь обманывают нас, особенно молодежь, ибо она, неопытная, принимает этот сатанизм за высшее благо!? А потом начинается: кольнуло, стрельнуло, больно — их лечить надо. Так зачем это? Ты живи во Христе, с Богом, в Храме, в молитве. ан, нет, хочу ухватиться, думают, молодость вечна, а она пролетит в одно мгновение: чем прожили в молодости, тем будем платить в старости. И это зависит не от врачей и не от лекарств. Иное лекарство дано нам Богом, но им-то мы часто пренебрегаем.

Сплотимся теснее! Станем ближе к нашему Православию, станем истинно верующими, на нас возлагается Божественная обязанность — веровать и исповедовать Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, мои дорогие, сегодня, прославляя этот праздник, мы с благоговением вступаем в Страстную Седмицу, чтобы радостно, свято, благоговейно пережить страдания Господа, им совершенные, нас ради и нашего спасения.

У нас есть вера в Спасителя, у нас есть великая сила Благодати Господней, у нас есть праздники, которые освещают, что надо делать, как жить, за кем идти, чтобы получить силу Благодати. Господь воскресил разложившегося Лазаря. Будем надеяться, что и нас за наши подвиги не только здесь, а в вечных обителях Отца Небесного, — воскресит наши души греховные. И мы получим вечное блаженство в лоне Отца Небесного. Аминь.

 
Автор: протоиерей Василий Ермаков
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст