Церковные праздники

Рождество Христово. Протоиерей Владимир Головин


Протоиерей Владимир Головин
Протоиерей Владимир Головин

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ночь, темнота, вокруг тишина. Земля спит под снежным убором и стужа, холод зимний сковали жизнь.

Эта ночь и эта зима являют собой символ. Человечество в лице первого человека и в лице всех нас с вами выбрало путь в никуда. И, засуечиваясь, галопом и с гиком бежит в это бездонное никуда. Господь сотворил человека и жизнь. Бог не творил греха и смерти. Смерти не существует. Есть Бог, есть жизнь, есть радость, есть любовь. Но когда Адам избрал путь не с Богом, он не обрёл смерть, он не обрёл погибель, он не обрёл бесцелие, бессмыслицу, он обрёл нечто более худшее. Бог не творил смерть, но человек, отказавшись от Бога, источника жизни, впал в нежизнь. Эх, умереть бы, вот была бы радость! Сдохнуть раз и навсегда, отмучиться от всего. Но не получится, нет возможности. Господь сотворил нас бессмертными и, отрекаясь от Бога, мы впадаем в нежизнь. Смерть - это бы ладно. Смерть как небытие, как забвение - это полбеды. Человек, греша и отступая от Бога, обречён не жить, а существовать. В Библии на древнееврейском языке это состояние называется словом «шеол», т. е. забвение. Язык греческий называет это термином страшным, который не требует перевода - адом. Ад - это не смерть, это не забвение, это не жизнь. Быть, иметь разум, иметь чувства и одновременно лишь существовать, а не жить - это ад. И вот, это тьма, окружающая нас и зама, в которой мы сейчас. Именно эту страшную правду выбора первого человека, нашего выбора символизируют мрак ночи и стужа зимы. Поэтому глубоко неслучайно, что именно ночью при свете звезды вошёл в мир наш Спаситель. Из этой не жизни, из этого ада извёл нас, показав нам настоящий вечный свет.

Пророк Исаия говорит о Нём: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). И это сияние света через звезду вечного света мы с вами сегодня лицезрим.

Самое яркое светило на небе, кроме солнца - это луна. Она излучает свет? Нет. Она не излучает никакого света, она лишь отражает солнечный свет, но сама не светит ничем и никому, но отражает сильно, так что в ночь полнолуния видно как днём.

В ночи человеческих блужданий пророками, патриархами Господь отблескивал Своим светом в этот мир, как в земной ночи. Но ночь проходит, и мы готовимся встретить рассвет. И этот рассвет и это солнце - Христос, воссиявший в мире.

В древней Церкви со времён апостольских и их учеников никогда не стоял вопрос, в каком году конкретно, какого числа родился Иисус Христос. Это было безразлично апостолам и их ученикам. А какая разница, что это меняет? Важно другое - что во Христе Иисусе Бог вошёл в мир, что Он любит нас, что Он Своими страданиями, смертью, воскресением одарил нас вечной жизнью. Из этого пути в никуда путь жизни открыл нам и в жизнь блаженную нас ввёл. Вот что важно. А знать, когда Он родился - что от этого меняется? И праздник Рождества древняя Церковь не знала. Переживали праздник, называемый «Богоявление». Это Христос крещением Иоанновым в 30-летнем возрасте вошёл в мир, проповедуя правду Божию и совершая спасение наше о самом Себе. Вот это имело значение и праздник так и называли: «Богоявление». Но когда в IV веке произошли события, одно за другим, которые в корне потрясли всю вселенную, вопрос о рождении Иисуса Христа встал. Что произошло тогда?

Мы не раз говорили в проповеди и знаем, что по слову Христову после Его воскресения на апостолов обвалилась страшная ненависть этого мира. Бог во Христе принёс любовь. Мир встретил любовь в штыки. И своего Спасителя окровавили, Его учеников и учеников Его учеников. Триста лет гонений. Что представляла тогда из себя Церковь? Христианами были те, кто готов был в любую минуту пойти на смерть за Христа. Не как сегодня у нас с вами. Не как сейчас мы живём. Когда выбирали епископа, то выбирали человека «смертника». Кроме стариков редко кто шёл в эти смертники. И так жили не одно поколение и не два. Историки считают, что век составляют четыре поколения. Три века - 12 поколений подряд. И вдруг - слух. Противоестественный слух. Империя римская в лице императора, который являлся олицетворением главного гонителя, носившего титул понтифика-максимуса - главного жреца, верховного служителя бесов идольских, вдруг объявляет в Милане, в 313 году, эдикт - указ, по которому на христиан прекращается гонение и всех возвращают из ссылок, каторг, возвращается имущество, храмы, отчуждённые у христиан ранее. Почему? Потому что ему, язычнику, было видение Креста и слов: «Сим победишь» (этим победишь). И он с крестом пошёл на Максентия и победил. Не стал после христианином, но, потрясённый тем, что с ним совершилось, он прекращает гонение на христиан.

Незадолго до этого, в 301 году, Армения, в лице своего царя - бывшего гонителя христиан, также отменяет гонение и становится православным государством. А затем и Эфиопия. Престарелая мать императора Константина Елена едет по желанию сына в Палестину и отыскивает археологические артефакты, свидетельствующие о жизни Иисуса Христа на земле. Она обретает Крест, от которого происходит воскресение умершего человека.

В те же времена христиане Палестины видели потрясающее явление. Из уст в уста его передавали. Над местом, где родился Христос, в небе был какой-то свет в виде перехлёстывающихся лучей - крест, который видно и ночью и днём. Что это? И вдруг выяснили - император Крест прославляет. Армения, Эфиопия принимают Христа. Римская империя склоняется перед Крестом Христовым. Это было потрясением.

Император Константин, ещё не будучи крещёным, издаёт приказ начать новое летоисчисление во вселенной - римской империи. Не от основания Рима, которое было в то время, а от рождения Иисуса Христа. Начинаются поиски года и дня рождения Иисуса Христа. Год определили, хоть и с погрешностью в несколько лет, а вот день узнать никак не удавалось. Юлий Африкан едет в Палестину, спрашивает стариков, выискивает архивы домашние, но это не проливает свет на день рождения Иисуса Христа.

И тогда принимается решение. Есть время в году - самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени день побеждает ночь, свет - тьму. День начинает увеличиваться и год разворачивается к свету, к теплу. Вот в этот день начинают совершать праздник Рождества Христова. И вот, с этого дня день начала света, день светов начинает восприниматься не просто как новая дата исчисления, но как новая эра. Человечество входит в новую эру.

Вот это вхождение в мир Сына Божия, воплощение Бога в Иисусе Христе разломило само время. Бог Всевышний опустился к нам, чтобы нас поднять на высоту Своей Божественной жизни. Тот, Кто обладает всем, обнищал ради нас, нашего спасения, чтобы нас обогатить Своей неземной нищетою, небесным богатством, жизнью настоящей, жизнью с избытком. Царь царствующих рождается на соломе в пещере. Тот, Кому принадлежит престол херувимский, лежит в кормушке скотской, в яслях. Тот, на Кого боятся взглянуть мириады ангелов, доступен простым пастухам и Своим врагам. Вечный младенствует, входя в мир. И через это одаривает нас самыми ценными дарами: Своим Божеством, Своей вечностью, Своим блаженством, Своей радостью, Своей любовью, Своей полнотой жизни.

Мои дорогие, в празднике Рождества Христова, в молитвенном созерцании и видении явившегося в мир Сына Божия мы обретаем истинный смысл, истинную цель в жизни, истинную радость, истинную полноту. Поэтому мы можем сказать, что с христианами IV века мы празднуем праздник света. «Я свет пришел в мир», - говорит Иисус Христос (Ин. 12:46). Так оно и есть. Свет, Который всё озаряет Своим особым сиянием. Это только ведь ночью всё серо и неприглядно. И даже при очень сильном полнолунии нет той красоты красок, которая бывает при солнечном свете. Христос вошёл в мир и светом Своим озарил эту темноту. И мы видим красоту вечности во времени, мы видим полноту Царствия Божия в земной нашей жизни и переживаем то, что чуждо, недоступно, непонятно людям неверующим, которые только живут для одной цели, как бы накормить своей плотью червяков, как бы прожить интересно никому ненужную жизнь, быть умершим и всеми забытым. У нас другая цель, другой смысл, а потому другая надежда и другая радость.

Поздравляем всех с этой радостью, с этой надеждой, с этим смыслом и с этим светом, который нам дарит родившийся в мир наш Спаситель Господь Иисус Христос. От всей души желаем, в первую очередь, обогащаться духовными дарами. Дай Бог всем обогатиться нетленным сокровищем жизни во Христе! С праздником всех!

 
Автор: протоиерей Владимир Головин
Из книги: «Праздничные проповеди»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст