Церковные праздники

Покров Пресвятой Богородицы


Покров Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Слава на небесех, и на земли веселие, яко Царица со всеми святыми за вся ны в церкви молится».

Когда Византийской империи угрожали враги, то православные греки, собравшись во Влахернском храме, усердно молились ко Владычице Богородице о заступлении. Скорая на помощь вняла молитвам верных и стала Заступницей их пред престолом Божиим. Во время всенощного бдения святой Андрей юродивый видел, как Она, окруженная ликом пророков, апостолов и святых, молилась Богу и покрыла народ Своим честным омофором. Вскоре после этого враги были разбиты и изгнаны.

Образ Покрова Пресвятой Богородицы, простираемого Ею над всем родом человеческим, — это образ Ее заступления за нас, грешных, слабых и беспомощных. Господь наш Иисус Христос, избравший Ее от всех родов — Единую, достойную — в Матерь Себе, явил Ее и первой ходатаицей и помощницей в Своей воинствующей Церкви. Выше серафимов и херувимов Бог ничего не сотворил, но Она есть Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, поэтому и помощь Ее многообразнейшая, скорейшая и надежнейшая. Нет нужд, которых бы Она не утоляла, нет бедствий, которых бы Она не отвращала, и не бывает усердной молитвы, которой бы Она не услышала.

Каких только скорбей не претерпевает род человеческий, о чем свидетельствовал и святой апостол Павел. Беды народу от народа и беды народу от самого себя; беды человеку от чужих и скорби человеку от родных, скорби от врагов и скорби от друзей и знакомых.

Бедствия от воздуха, которым дышит, от воды, которую пьет, от земли, на которой обитает, от крова, под которым укрывается и который с такой заботливостью соорудила рука его. А сколько зла человеку от самого себя? На самом дне его сердца, в самом корне существа лежит зло. Не приходит помышление о спасении, и он томится внутренней грустью от совести, которая неведомо для него снедает его душу. А когда приходит на память смерть, вечная жизнь, он сокрушается скорбью от бессилия, от слабости веры и надежды, от слепоты ума, от изменчивости желаний и нерешительности, от упорства и окаменения сердца. Думает исправиться, но не находит сил, думает остановить поток действующего в нем зла, но не имеет в себе опоры и снедается скорбью, что не может начать дела спасения, а если начнет, то претерпевает новые болезни, как рождающая. К тому же злоба исконного врага нашего на всех путях встречает его с противодействием. Этот изобретатель всякого зла каждого человека обставляет множеством слуг своих — бесов: того искушает, этому полагает соблазн; одного ввергает из греха в грех, а другого совсем почти подавляет гонением.

«Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны», всемощная Владычица наша Пресвятая Богородица?

Святой апостол Иоанн Богослов видел в божественном своем видении славную Деву, облеченную в солнце, Которая взошла на небо после грома, молнии, землетрясения и бури. Громы и молнии — это бедствия наши, а Жена, облеченная в солнце, — Владычица наша Богородица, Которая во время этих бед становится нашей скорой помощницей.

Истинно так. Ибо от каких только бед не избавляла, в каких только скорбях не утешала, какими благами не исполняла всесильная Заступница тех, кто с верой и любовью притекали к Ней! Она отвращала общие народные бедствия, утверждала Православие, врачевала болезни, способствовала исполнению святых обетов, утверждала ищущих на пути спасения, подавала силы неимущим и сокрушала стрелы невидимого врага рода человеческого.

Вспомним некоторые из бесчисленных примеров такого рода. Преподобный Роман Сладкопевец когда-то не умел петь, не знал он, как составлять церковные песнопения, за что подвергался насмешкам. Но помолился он Богородице, и Она соделала его мудрым и славным песнотворцем. Святая великомученица Екатерина желала спасения, но не находила пути к нему. Пресвятая Дева явилась ей и, обручив ее Преславному Младенцу, Которого держала на руках, соделала ее неустрашимой исповедницей Христовой веры перед неверными. Преподобная Мария Египетская даже и не думала о спасении, но Матерь Божия привела ее к раскаянию, повела строгим путем добродетели, возвела на высшую степень совершенства и прославила. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, дала обет девства, но исполнение его было сопряжено со многими препятствиями. Тогда она помолилась Богородице, и Матерь Божия устроила ей путь девства. Преподобные Антоний и Феодосии Печерские предпринимают строительство церкви и усердно молятся о помощи Божией Матери. Владычица присылает им из Царьграда строителей, деньги и неоценимую чудотворную икону. Император Юлиан Отступник, идя на войну, обещает за успех и победу принести христианство в жертву язычеству, то есть истребить его, но святитель Василий Великий помолился Богородице, и Она послала святого Меркурия погубить злобного гонителя. Приходит и разоряет нашу землю Тамерлан; великий князь Василий Димитриевич повелевает перенести в Москву из Владимира икону Пресвятой Богородицы, и тогда народ, встретив ее за городом, в слезах возопил: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Враг тотчас же удалился из пределов наших. А силу невидимого врага нашего спасения Она до того сокрушила, что он возопил: «О Марие! Ты мя всегда прогоняеши!» И кто может перечислить все благодеяния Преблагословенной Владычицы, проявленные Ею во всех нуждах человеческих! Она как столп Давидов: тысяча щитов на столпе этом. А у Владычицы нашей столько щитов, сколько бедствующих; столько стрел, сколько врагов у них. Как легко покрывает Она нас от всех улавливающих души наши.

Святой Андрей юродивый, восхищенный в рай и видевший там блаженные обители всех святых, пожелал видеть и жилище Пресвятой Богородицы. Ему ответили: «Нет теперь здесь Богородицы — Она пошла на землю помогать страждущим». Среди нас, дорогие братия и сестры, Матерь наша, Она обходит прибегающих к Ней, утешает, исцеляет, спасает: на земле — при храмах Своих, при иконах Своих — везде, где уповают на Ее помощь, где есть молящиеся к Ней о заступлении. Преподобный Иоанникий Великий на месте храма Пресвятой Богородицы видел в бодрственном видении светлый источник, источающий обильную воду, и множество овец, окружающих его и пьющих из него. Он уразумел духом, что этот источник есть благодатный образ Пресвятой Богородицы, а овцы — словесные овцы стада Христова, христиане, которых Матерь Божия избавляет от всяких нужд.

«К Богородице ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: «Владычице, помози, на ны милосердовавши...»», притецем со всеми нуждами своими и не постыдимся в уповании своем. Напасти ли содержат нас многие: от тяжких и лютых спасет нас Мати Слова и Дева; страстей ли смущают прилоги: умирит Отроковица тишиною Сына Своего и Бога Всенепорочная; недугуем ли телом и душою: посещения Божественного и промышления сподобит Благая, Благого Родительница; на одре ли болезней низлежим: поможет Боголюбивая, освободит от бед, разрешит молву врагов, злодействия избавит, налоги бесов отгонит, света Своего зарями просветит, мрак неведения отгоняющи! К Богородице убо притецем грешнии и смиреннии!

Но прибегать надо к Богородице с несомненной верой, что Она, Матерь Господа нашего Иисуса Христа и Матерь наша, любит христианский род и Своим предстательством у Бога сильна испросить нам всякую помощь, всякую благодать. Прибегать надо с крепкой надеждой и непоколебимым упованием, что Она, заступница и ходатаица всего рода человеческого, заступница и ходатаица каждого из нас, Она каждого из нас услышит и каждому подаст скорую помощь. Припадем к Ней с искренним раскаянием, с усердной, неотступной и терпеливой молитвой. Ее воле себя предадим и из глубины души дерзновенно воззовем: «Не отступим, Владычица от Тебе: Твоя убо рабы спасаеши присно от всяких лютых».

Особенно сегодня, дорогие братия и сестры, Ее омофор распростерт над каждым из нас. Помолимся Матери нашей Небесной усердно, и Она, Всемилостивая, услышит, помилует нас, от скорбен и болезней избавит, страсти утешит, поможет терпеливо крест свой до конца донести и подаст спасение душам нашим. Аминь.

 
Автор: архимандрит Илия (Рейзмир)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст