Церковные праздники

Крещение Господне


Крещение Господне 2017

Предвестником прихода Иисуса Христа, Его предшественником (Предтечей) Бог избрал Иоанна, сына Захарии.

До начала своего пророческого служения Иоанн жил в пустыне и питался самой скудной пищей, какую можно было найти в диком безлюдном месте. Начав свое служение, Иоанн стал ходить по Иудейской земле и призывать людей к покаянию.

Покаяние - это не только открытое признание своих неправд и грехов, но и внутренняя перемена в человеческом сердце, изменение своего поведения и своей жизни. Например, если человек воровал, то искренне, от всего сердца покаявшись, он навсегда воровать перестанет.

Над кающимися в своих грехах людьми Иоанн совершал Крещение, то есть погружал их в воду. Это погружение символизировало осознание своей греховности и нравственной нечистоты и свидетельствовало о желании очистить свою душу от грехов подобно тому, как очищается тело от грязи, омываясь водой. Но при совершении Иоаннова крещения самого очищения еще не происходило. Человек только подготавливался к нему.

Пророк подчеркивал большую разницу между собою и Тем, Кому он приготовляет путь. Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16).

В еврейском обществе учителями могли становиться люди не моложе тридцати лет. Когда Иисус Христос достиг этого возраста, началось Его открытое служение спасению человеческого рода.

Иисус Христос приходит к Иоанну и требует от него крещения. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Христос ответил Иоанну, что в этом есть воля Божия: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).

Крестившись, то есть погрузившись в воды Иордана, Он вышел из воды. Тогда разверзлись (раскрылись) небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него и пребывал на Нем. Этим чудом Сын Божий был явлен миру. В это время раздался голос Бога Отца: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 22). Этот голос указал нам, людям, что Сын Божий послан Богом Отцом. Слова, раздавшиеся с небес, засвидетельствовали  Богосыновство Иисуса Христа.

Спаситель как совершенный Человек не нуждался в покаянии, так как у Него не было никаких грехов.

Остальные люди, каясь в своих грехах, погружались в воды Иордана. Они искали и хотели очищения от грехов, хотя и не могли еще получить его в крещении Иоанновом.

Иисус Христос, принимая Крещение от Иоанна, взял на Себя грехи всего человечества, чтобы понести их на Своих плечах и умертвить их Крестной Смертью на Голгофе.

Христианское Крещение, заповеданное Господом, очищает душу человека от тех грехов, в которых человек покаялся перед принятием этого Таинства. Кроме очищения и обновления души человек в Крещении усыновляется Богу, становится родным Ему.

В память события, когда Господь наш Иисус Христос принял от Иоанна Крещение во Иордане, Церковью установлен праздник. Он имеет несколько названий. Во-первых, Крещение Господне - по тому действию, которое было совершено.

Во-вторых - Богоявление Господне. Во время Крещения Господня во Иордане перед нашим духовным взором предстает Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Слышен голос Бога Отца, свидетельствующий о Своем Сыне. Дух Святой становится зримым в виде голубя, указывая на Божиего Сына. Таким образом перед нашим духовным взором являются миру все Три Лица Святой Троицы, то есть Сам Троичный Бог. В память этого явления Святой Троицы праздник называется  еще и Богоявлением. Он отмечается 19 января.

Иисус Христос Своим Крещением во Иордане указывает всем людям на необходимость принятия Таинства Крещения, в котором происходит духовное рождение и благодатное просвещение человека. Поэтому праздник может еще называться Просвещением.

В глубокой древности в Церкви праздники Рождества Христова и Крещения Господня праздновались в один день. Ведь они оба говорят о явлении Бога нашему миру. Со временем Православная Церковь отделила празднование Рождества от Крещения. Но между ними существует смысловая связь. Поэтому дни, соединяющие оба этих праздника, называются святыми днями или святками.

Особенность праздника Крещения Господня - в совершении Великого Водоосвящения. Оно проводится как в день праздника, так и накануне его - в Крещенский сочельник.

Святая вода служит освящению человеческой жизни: и души, и тела. Ее употребляют с молитвой как святыню, кропят людей, жилища, предметы хозяйственного назначения, скотину и многое другое. С первых веков христианства известно, что крещенская святая вода обладает особыми свойствами. Так, крещенская вода, взятая для освящения из реки, колодца или водопровода, годами не портится, оставаясь свежей и прозрачной. Никакая другая вода не может храниться столь долгое время, не потеряв свежести.

 
Автор: протоиерей Борис Балашов
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст