Церковные праздники

Крещение Господне.
Священник Димитрий Познанский


Священник Димитрий Познанский

Нынешний праздник в Православной Традиции имеет три названия: Крещение Господне, Святое Богоявление и Просвещение. Каждое из этих названий раскрывает нам особый смысл сегодняшнего события.

Евангелие повествует, что прежде Крещения Господня на Иордан к Иоанну Предтече стекалось множество народа, чтобы креститься от него. В чем же различие между Крещением установленным Спасителем и до сего дня совершаемым в Церкви, и крещением Иоанновым? Это различие заключается в том, что крещение совершаемое Иоанном было приготовительным крещением покаяния. Оно не давало совершенного очищения от греха и не сочетало человека со Христом, а лишь подготавливало его к принятию Спасителя. Как говорит об этом апостол Павел: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть Иисуса Христа» (Деян. 19, 4). Однако уже крещение Иоанново содержит в себе символ смерти для прежней греховной жизни, и восстания для новой жизни в Боге. Подобными прообразами Крещения в Ветхозаветной истории являются всемирный потоп и прохождение бежавших из Египта израильтян сквозь воды Чермного (Красного) моря.

Крещение Господне со всей очевидностью свидетельствует о необходимости крещения для спасения, ведь если Сам Христос приемлет его, то что говорить о нас грешных. Но все же, почему же безгрешный Господь, не имевший в этом нужды, принимает крещение от Иоанна? В Крещении Господнем происходит нечто иное, нежели в крещении обыкновенных людей. Когда Предтеча Господень Иоанн крестил израильтян в покаяние, иорданские воды как бы вбирали в себя грех человеческий, когда же в Иордан погрузился Христос, Он уничтожил всю скверну греховную и освятил воды, сделав их купелью Крещения для всех желающих спасения на все времена до скончания мира. Как говорится в молитве на Великое освящении воды: «Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев...»

Интересный прообраз того, что с пришествием Христовым иорданские воды станут источником спасения для всех народов уверовавших во Спасителя содержится в Четвертой Книге Царств. В ней повествуется как задолго до пришествия Спасителя в Иордане от проказы исцелился чужеземец - сановитый сириянин: «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля!»

Богоявлением нынешнее событие называется с одной стороны в житейском смысле, а с другой стороны в богословском. День Крещения был именно тем днем, когда Христос вышел на проповедь, и явил Себя миру. В этот день ему исполнилось 30 лет, а согласно ветхозаветной традиции мужчина не имел права учить до наступления тридцатилетия. Поскольку по логике день Крещения Господня совпадает с днем Его Рождества, в древности эти два события праздновались одновременно. Но поскольку день Богоявления требовал особого внимания, он был выделен в отдельный праздник.

Богословское же значение Богоявления относится к явленному в этот день новозаветному откровению о Святой Троице: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 13, 16-17). Присутствовавшие при Крещении видели Христа - воплощенное Слово, Духа Божия, сходящего на Него в образе голубя, и слышали небесный глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

В день Крещения Господня во всех православных храмах совершается Великое освящение воды, которую верующие берут с собой для окропления своих жилищ и хранят на протяжении всего года, с благоговением используя эту святыню в своих нуждах. Известно, что Крещенская вода не подвержена порче и в церковном обиходе именуется «Великой агиасмой (греч. святыня)».

Праздник Святого Богоявления, на ряду с праздниками Пасхи, Преображения, Входа Господня в Иерусалим, является таким днем, когда многие приходят в храм лишь для того, чтобы что-нибудь оттуда унести (в данном случае освященную воду). Поэтому сегодня будет уместным напомнить, что без крещенской воды, куличей, вербы и яблок спасение души все же возможно. А вот без исполнения заповедей Христовых, без покаяния, молитвы и Таинств Церкви - нет. Господь через Свою Церковь обильно подает святыню во спасение души и тела, но нет пользы от святыни тем, кто пренебрегает учением церковным. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», - говорят светильники Церкви.

Крещение и Богоявление являются праздником Просвещения мира его Создателем. Спаситель явил себя миру, освятил воды, сделав их купелью Крещения и просветил мир благодатию Духа Святаго и откровением о Божестве едином в Трех Лицах.

Будем же в сей день радоваться о просвещении душ наших Светом Истины, который да не оставит нас молитвами Пречистой Божией Матери, пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, и всех святых. Аминь.

 
Автор: священник Димитрий Познанский
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст