Церковные праздники

Крещение Господне. Протоиерей Владимир Головин


протоиерей Владимир Головин
Протоиерей Владимир Головин

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником! В день сегодняшний, мы с вами совершаем торжество Крещения Господня, Богоявления - явления Бога во плоти, во Иордане крещаемого рукою Иоанна Крестителя. Это торжество пропитано духом первоапостольских христианских времён. Духом, который несёт печать того, чем было это богослужение в древней Церкви. Ну, самое первое, бросающееся в глаза, это, конечно, цвет облачения, который одеваем мы в сегодняшний день, идя в храм - белый. Белый цвет одевается в двух случаях: при венчании белое невесты одевают и когда в гроб кладём своих усопших. Сами почему-то одеваем чёрные траурные тона, а покойников одеваем в белый цвет. Почему? Вот по той же причине, почему и сегодня белый цвет в храме. Потому что в этот день, сопереживая Крещение Господне, мы духовно переживаем и своё бывшее когда-то крещение. И в этот день в древней Церкви крестили тех, кто обратился ко Христу. В памяти об этом сохранилось и особенность богослужения, когда вместо Трисвятого на Литургии в Крещение поётся «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», что на русском языке значит: «Кто во Христа крестился, теперь Христом оденьтесь, облекитесь в Него, станьте такими, как Он». В одном из православных кантов поётся «И мы во Христа все крестились. И мы облеклися в Него и жить мы Ему обещались во имя Святое Его».

«Мама, отец и родня, все окрестили меня», - поётся ещё в другой песне. В сознательном возрасте, или в бессознательном - мы были крещены. В сознательном - по вере нашей. В бессознательном - по вере наших близких и родных. И сейчас мы стоим в храме и осознаём свою православную принадлежность, что мы христиане православные. И богослужением Крещения воспоминая своё таинство Крещения, не можем не помнить обеты, которые мы, или за нас давали наши крестные восприемники. Как это происходит? Во время Крещения мы поворачиваемся в сторону, противоположную от алтаря и на вопрос священника: «Отрекаешься ли ты от сатаны?», - говорим: «Отрекаюсь». И так три раза, а потом, повернувшись лицом к алтарю, на вопрос: «Сочетаешься ли ты Христу?» (т. е., соединяешься ли ты с Ним, будешь ли ты с Ним одно?), - мы говорим: «Да, сочетаюсь». В знак этого нам в таинстве Крещения одет крест на нашу грудь. Сегодня мы сверяемся. Насколько же мы, крестившись во Христа, в Него облеклись? Насколько наша жизнь сроднилась с жизнью Христовой? Насколько мы стали с Ним одно, как и обещали в таинстве Крешения.

Существует благочестивый обычай, когда живущие в Палестине в праздник Крещения Господня погружаются в реку Иордан.

Мы на нашем далёком севере прорубаем в реках проруби и освящая воду, многие погружаемся в эту воду. Зачем это делается? К сожалению, в полуязыческом и полуобезбоженном сознании многих почему-то воспринимается всё очень плоско и только в земных целях. Для здоровья, чтоб Бог здоровья дал. И вот так всё. Причащаемся для здоровья, соборуемся для здоровья, венчаемся для здоровья, чтоб детки были здоровы. В церковь ходим для здоровья, поминаем за здравие для здоровья. И всё для здоровья, о теле заботимся. А о душе?

Так вот, традиция у православных народов в день праздника Крещения Господня погружаться в так называемую «Иордань», воду, освящённую святыней Иордана. Это для того, чтобы вновь и вновь облечься силой Христовой, которой мы обещали всем облечься в таинстве Крещения. Хорошо делают те, кто в этот день, прежде чем погрузиться в Иордан, приходят на исповедь и каются. Как Иоанну Крестителю, приходя на Иордан, сначала каялись в грехах, потом погружались в воду, так и мы. И каяться с того, что связано с сегодняшним днём: «Господи, я крестился во имя Твоё, меня близкие и родные крестили во имя Твоё, я ношу крест, на котором имя Твоё, Господи. А как я живу?» И, погружаясь в воды, освящённые силою Господа, просим, чтоб Он дал нам высокое наше призвание осуществить. И быть не по названию только православными христианами, но образом жизни всей.

Конечно, это подвиг не одного дня. Невозможно сразу измениться, тем более, что у нас с вами, мои дорогие, привычки греховные взлелеяны не годами, а десятками лет. Руку сломать - сколько времени надо? Мгновение, секунды. А чтобы срослась и не болела и действовала правильно, что нужно? Долго ждать надо и лечить. А если старик руку сломает, старческие кости не срастутся никогда, так и будут мозжить к непогоде. Вот, это всё о нас, о нашем духовном устроении.

И поэтому-то ежегодно сопереживая Крещение Господне, мы с вами обращаемся к Господу с покаянием и с просьбой подать нам силу, чтобы преодолеть свои пороки, свою неправду, свой обман, свои грехи и через это уподобиться Ему. Чтоб действительно во Христа крестившиеся, были облечены во Христа, одеты Им, с Ним стали одно. И в этом смысл, кстати, и ежегодного купания. Точнее же сказать: погружения в воды освящённые. Это не для того, чтобы тело наше ненаглядное любимое лелеять, чтобы было, что червякам есть, когда нас где-нибудь закопают. А для того, чтоб Господь дал силы к новой жизни, жизни нетленной. Чтобы тело получило благодать, ведущую к воскресению вечному, к жизни в духе.

Будем просить, чтобы Господь, пришедший «... нас ради человек и нашего спасения...» и крестившийся, облёк нас Своей всемогущей силой, Своей крепостью, Своей державой, дабы были мы с вами и победителями греха и носителями воли Божией и наследниками Царствия Божия. Аминь! С праздником!

 
Автор: протоиерей Владимир Головин
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст