Азы православия

Явления Богородицы во сне и наяву


Обложка книги: «Богородица поможет»

С первых веков христианства по настоящее время происходят многочисленные явления Девы Марии, которым посвящено множество книг, почитаемых икон, монастырей, памятных знаков. Богородица является людям и наяву, и во сне. Одних она воодушевляла на подвиги благочестия, других утешала в скорбях, третьих учила верным путям спасения. В Православной церкви в память о некоторых явлениях устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература о явлениях Богородицы, составляются особые молитвы.

Как она выглядит при своих явлениях людям?

Свидетели рассказывали, что в первые секунды явления от Богоматери исходил такой яркий благодатный свет, что многих почти ослеплял. Но стоило ей прикоснуться к человеку, как зрение тотчас восстанавливалось, и люди могли ее рассмотреть. Одним она являлась в царской багрянице с золотыми крестами. И на ее голове возвышалась золотая корона с крестом вверху. Другие ее видели одетой в синюю мантию поверх хитона. Третьи описывают одеяние Богоматери как иноческую мантию. И в руке у нее был игуменский жезл. Как правило, Царица Небесная являлась не одна, а в сопровождении различных святых. Ее спутниками были Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также – сонмы ангелов.

Где и когда Она являлась?

Богоматерь являлась людям в разные часы и в разных местах. Но особенно часто ее видели во время молитв – утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. И чаще всего – в церквях, монастырских кельях, лесных землянках. На месте последних со временем появлялись храмы или обители.

Кто Ее видел?

Три раза являлась Дева Мария Преподобному Серафиму Саровскому. О первой встрече он поведал в своем житии. 25 ноября 1825 года он шел по Саровскому лесу. И на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел Богоматерь. Сзади нее стояли апостолы Петр и Иоанн Богослов. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный упал пред Богоматерью на колени и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная обещала исполнить его прошение. Далее Она дала Серафиму подробные наставления по устройству Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и велела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама, и назвала ее Своим «четвертым вселенским жребием на земле».

Через пять лет, в 1830 году, Божья Матерь вновь явилась перед Серафимом. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому. В этот раз Дева Мария сказала Серафиму: «Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь». И Преподобный попросил, чтобы «все в Серафимовой пустыни спаслись бы сироточки». И Матерь Божия обещала Серафиму «сию неизреченную радость».

Третья встреча произошла в день Благовещения через год, в 1831 году. О ней Серафим рассказал дивеевской монахине Евпраксии. Она пришла к нему в гости по его приглашению, и он встретил ее со словами радости: «Ах, радость моя! Какая нам с тобою милость и благодать готовится от Матери Божией в настоящий праздник! Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!» Евдокия начала плакать, говоря, что она недостойна. Но Преподобный утешил ее: «Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь». Затем он надел на нее свою мантию и сам начал читать акафисты – Спасителю, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю и каноны – Ангелу Хранителю и Всем святым.

По прочтении канона Всем святым оба вдруг услышали шум, как будто в лесу бушевал ураган. Затем раздалось пение, дверь сама собою отворилась, и келья наполнилась благоуханием и необычайным небесным светом. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: «О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица!» И тут Серафим и Евпраксия увидели шествие небожителей. Впереди шли два Ангела, у каждого из них в руке было по ветви с распустившимися цветами. За ними следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев-мучениц и преподобных – Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. Сзади шли святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией – зеленый хитон, перепоясанный высоким поясом. Поверх мантии видна была как бы епитрахиль. На голове Ее возвышалась чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной были распущены и лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Девы же все святые были в венцах, также с распущенными волосами и одеты в разноцветные платья. Тесная келья Преподобного как будто расширилась и залилась ярким светом, затмевающим солнечный.

Монахиня Евпраксия при виде такого чудесного шествия упала без чувств. Поэтому позже не могла сказать, сколько по времени длилась эта встреча Серафима с Девой Марией. Она пришла в себя только после того, как Богоматерь поинтересовалась у Серафима, что за женщина лежит на земле? Отец Серафим ответил: «Это та, о которой я просил Тебя, Владычица, чтобы быть ей при явлении Твоем». Тогда Пречистая подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, произнесла: «Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда со Мною». Евдокия встала, и Богоматерь повторила ей: «Не убойся. Мы пришли посетить Вас». И повелела монахине подойти к небожителям, познакомиться с ними и расспросить об их жизни. Немного осмелев, та подошла сперва к Ангелам, а затем и ко всем святым. И они ей назвали свои имена и рассказали про свою жизнь и свои подвиги.

Между тем Богоматерь беседовала с Преподобным Серафимом. Она отдавала указания и велела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских сестер. И пообещала, что если исправят они это послушание, то «будут со Мною и с тобою, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих святых дев». Затем Царица Небесная сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами», и благословила его. Простились со Старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически – рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: «Видение это даровано тебе ради молитв отцов Саровских: Серафима, Марка, Назария и Пахомия». И затем в одно мгновение светлый сонм небожителей как будто скрылся в небе. По словам самого Серафима, встреча с небожителями длилась почти четыре часа. И при этом он прибавил: «Вот какой радости мы достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу».

Среди других счастливчиков, кому повезло увидеть Божию Матерь были – святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма. По их словам, Богоматерь стояла в храме, слезно молилась о всем мире, смотрела на молящихся и раздавала им монеты.

Также о явлениях Богоматери рассказывали Афанасий Афонский, греки-зодчие Киево-Печерской лавры, Преподобный Сергий Радонежский, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и многие другие.

Однажды Пресвятая Дева наяву явилась некоторым детям алтайцев под Томском. Об этом рассказали местные жители алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву). Будто бы еще за год до его приезда Дева Мария явилась одному мальчику и предсказала: «Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай». Мальчик поинтересовался, как он узнает Макария. Тогда Богоматерь подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды – на ней появился образ архимандрита Макария. И вот спустя год миссионер действительно приехал с тем, чтобы крестить алтайцев. Новообращенным стал и этот мальчик, с которым беседовала Матерь Божья.

 
Автор: Светлана Валерьевна Кузина
Из книги: «Богородица поможет»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст