Азы православия

Путь жизни


Протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов

Смещение ценностей

Представьте себе мать, которая делает все, чтобы кормить, поить, одевать своего ребенка. Работа, магазины, квартира, у некоторых еще и огород. Знакомая всем суета. Но... на САМОГО ребенка, на воспитание его души уже ни сил, ни времени не остается – некогда. А потом, у всех же так – и ничего, вырастают дети...

А через двадцать лет эта мама приходит в церковь с искусанными губами, с мокрым от слез лицом и говорит:

– Вот, я все сделала для своего ребенка. Работала в две смены, зарабатывала деньги, хорошо кормила, хорошо одевала, дала хорошее образование, побеспокоилась о жилье.
Священник ей отвечает:

– Так что же ты теперь плачешь, если все для ребенка сделала?

– Как же, ребенок-то какой! Спился, гуляет, меня бьет, не пойми что получилось.

– Но ведь ты заботилась только о теле и образовании. А душой-то ты не занималась и не ставила себе целью ею заниматься. Чего же ты теперь хочешь? Что строила, то и построила. Ведь человека воспитать – не поросенка откормить. Надо в первую очередь душу вырастить правильно...

Вот типичный пример смещения жизненных ценностей. Вместо воспитания душевных качеств ребенка, вместо заботы о том, чтобы человек стал для Бога родным дитём, узнал основу правильной жизни, родители заботились, чтобы вырастить его крепким и образованным. Об одном забыли: каким человеком он вырастет, как будет относиться к Богу, к людям, к государству, к житейским трудностям, к самим родителям. Это все оказалось на последнем месте.

И это закон жизни: если второстепенное мы ставим на первое место, то не получим ни первого, ни второго, ни третьего или получим совсем не то, что хотели. А когда у нас самое главное стоит на первом месте, тогда и второе будет прилично, и с третьим будет нормально. И ребенка вырастим, и раздетым он не будет, и образование получит, и в жизни устроится. А что самое главное? – Бог и душа человека.

Зачем человеку нужна христианская вера, Церковь, Бог? Нам кажется, что мы прекрасно обходимся без Бога. Живем, учимся, работаем, строим семью, общество. Правда, мы что-то не очень много радости от этого получаем. И общество не так уж хорошо устроено, и в семьях далеко не все в порядке.

Водитель, умеющий хорошо управлять своим автомобилем, но не знающий правил дорожного движения, вряд ли сумеет благополучно добраться из Клина до Москвы. Скорее всего, с ним случится авария, в результате которой пострадает либо он сам, либо другие люди.

Так и в жизни. Когда мы принимаем решения – большие или малые, – мы строим свою судьбу и судьбы окружающих нас людей и впоследствии пожинаем плоды этих решений. И надо обязательно знать правила жизни, и особенно – духовные, чтобы благополучно пройти жизненный путь и не попасть в катастрофу.

Мы хотим жить долго и благополучно. Мы хотим, чтобы долго и благополучно жили наши дети, внуки, правнуки... Однако мы знаем, что смерть господствует на земле, что умрем и мы, и наши дети, и внуки. А христианство, вопреки нашему «здравому смыслу», утверждает, что смерть не властна над нами: можно построить жизнь так, что все будет иметь вечный смысл, что наша любовь земная сможет перейти в вечность, что мы сможем детей воспитать так, чтобы они не только прожили несколько десятков лет на земле, но и вошли в вечность, и мы были бы там с ними. Как учит Священное Писание, чтобы достичь этого, жизнь свою и своих детей мы должны строить по Божиим заповедям и иметь в Боге Помощника, Друга, Заступника, любящего Отца, и тогда это будет совсем другая жизнь...

Редко видим мы что-то подобное в окружающей нас действительности, и нас одолевает лукавая мысль, что это невозможно. И жизнь кажется порой такой серой, унылой, однообразной.

Действительно, дальтоник видит мир серым, но если бы можно было его от этой болезни исцелить, он увидел бы, что мир совсем другой: светлый, радостный, красивый. Так и с душой. Дальтонизм глаз неизлечим, но «дальтонизм» души поддается врачеванию, если только обратиться к Небесному Врачу душ и телес наших, поверить Ему и войти в Его Церковь. Люди, которые обратились ко Христу, вошли в Церковь как в семью Христову и стали жить в ней, замечают по прошествии некоторого времени, что жизнь гораздо радостнее и красивее, чем они думали, что в мире они не одни, что у них есть любящий Бог, Который им помогает бороться с грехом в душе, строить семейные отношения, устраивать свою жизнь. И люди становятся чище, светлее, добрее. И обретают радость, которую они тщетно искали до сих пор.

На камне или на песке?

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их... подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. Лк. 6, 47–49

Когда мы говорим о христианской вере, то мы имеем в виду не только веру в существование Бога, а еще и веру как доверие Богу.

В притче Христос говорит о двух людях, которые строят себе дом. Следует помнить, что Христос рассказывает эту притчу в условиях Палестины, где местность гористая и случаются бурные разливы рек. Один человек строит свой дом на песке, на грунте, не доведя фундамента до скалистых пород. Такой дом строится без особого труда, но... в таком доме безопасно жить только в хорошую погоду. А погода бывает и ненастной. Другой человек выкопал грунт до самой скалы, сделал на твердом основании прочный каменный фундамент. Конечно, такой фундамент сделать гораздо труднее. Потребовалось намного больше сил и средств, хотя дом по внешнему виду такой же, как у первого.

Жилища построены, и все, казалось бы, благополучно, но не всегда же бывает тишь и хорошая погода. Случаются в жизни и бури. И вот, пришла буря: разлившаяся горная река и шквальный ветер обрушились на жилища человеческие. Дом, построенный на песке, не выдержал и развалился. И все, кто там жил, погибли. А другой дом выдержал бурю, потому что прочный фундамент накрепко соединил его со скалой.

Что же это за скала? Ведь Христос говорит не об архитектуре, не о строительной технике, а о спасении человеческой души, о бессмертии, о правильном устроении земной жизни человека. Камень, на котором мы можем построить крепкий фундамент своей жизни, на котором только и можно удержаться по-настоящему, – это Христос! Христос и вера в Него.

Часто бывает так. Человек строит свою жизнь и вроде бы верит в существование Христа (где-то там, мол, есть Христос), но живой, крепкой связи с Ним нет. То есть человек живет сам по себе, своим умом, своими чувствами и расчетом, фактически безразлично относясь к Спасителю. В результате из-за игнорирования и нарушения заповедей Божиих происходят страшные катастрофы в личной жизни. И человек ломается, а подчас и погибает в такой катастрофе. Но самое страшное, что он погибает для вечности.

Есть и другие люди, которые понимают, что есть скала, есть твердое основание, на котором можно прочно строить свою жизнь. Они не боятся употребить усилия и средства для того, чтобы фундамент, основу своей жизни построить на этой скале. Над такими людьми подчас смеются, не понимают их, говорят: «Ну что ты так много сил тратишь? Смотри, мы живем не хуже тебя. Наоборот, внешне даже гораздо красивее и богаче, хотя и не стоим на этом камне». Они так говорят до тех пор, пока не разразится буря, пока все в жизни не разлетится в пух и прах. А потом говорят: «А мы не знали. Как же так? Мы старались сделать как лучше!» Может быть, и старались, но понаделали ошибок, а самого главного так и не сделали.

Но что значит для человека строить жизнь на фундаменте, укрепленном на скале? Что значит строить жизнь на живой связи со Христом, на вере в Него и на доверии к Нему?

Как люди общаются? Они общаются в разговоре, в диалоге. Постепенно между ними появляется взаимопонимание, начинают складываться отношения симпатии, дружбы, любви. Также и в общении человека с Богом. Когда человек молится искренне, старается душу свою Богу открыть – он обращается к Богу. Когда человек открывает Евангелие и читает обращенные к нему слова Христа – он слушает Сына Божиего. Значит, сердце его вместило в себя Христа. Вот и получается, что человек идет к Богу, слушает Бога, доверяет Ему, старается исполнять Его волю, вникает в Слово Божие, потому что верит в то, что Господь говорит ему для его спасения. И связь с Богом еще больше укрепляется, потому что исполняющий волю Божию становится роднее и ближе ко Христу и, конечно же, получает помощь. Общение с Богом делает человека действительно сильным, но не своей, а Христовой силой. Бог помогает ему идти по этой жизни и достигнуть тихой вечной пристани.

Кто же эти люди, которые по-разному строят дом своей жизни? Слушающие слово Божие и исполняющие его в своей жизни – это те, которые строят свой дом на доверии ко Христу, как на скале. А другие? Они о Христе что-то слышали, что-то знают о Нем, может быть, даже в Евангелие заглядывали. А в сердце – пусто, потому что они этим не живут. Дом их не выдержит бури жизни. А бури обязательно будут. Потом закончится наша земная жизнь, и мы предстанем пред Богом. Какими мы придем? Сможем мы быть вместе с Богом в вечной радости, уготованной любящим Его и исполняющим Слово Его? Что будет итогом нашей жизни: радость или катастрофа?

Путь для устроения правильной земной жизни и достижения вечной указан в Евангелии. Счастлив, блажен слушающий слово Божие и исполняющий его (см. Лк. 11, 28).

 
Автор: протоиерей Борис Балашов
Из книги: «На камне или на песке?»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст