Азы православия

Одарённый человек


фото Одаренный человек

У каждого человека есть какой-то талант или, как его еще называют, дар. У кого-то – дар быстрого счета в уме, у кого-то – дар вышивки крестом, у многих – дар безопасного вождения автомобиля, у кого-то – дар предпринимательства, успешного ведения бизнеса, у женщин – дар усердной хранительницы домашнего очага, дар материнства. Я уже не говорю о «классических» дарах – писательском, художественном, музыкальном, поэтическом и прочих творческих талантах. Так и говорят о таких творцах: одарённый человек.

Интересно, а талант или дар – это собственность человека? На первый, поверхностный взгляд, кажется, – да, собственность, ведь я пользуюсь своим даром, зарабатываю с его помощью деньги, обеспечиваю себя и семью. Ан нет! В самом этом слове – «ДАР», заключена важная мысль: ДАР – это то, что нам дали, что нам поДАРили. Кто же Даритель? Господь! Господь! Зачем Ему раздавать нам Свои дары? Чтобы мы пользовались ими, приумножали их и ими служили Ему, Богу, и ближним своим.

Эта мысль не нова. Она раскрыта Самим Господом Иисусом Христом в притче о талантах. Отлучаясь в чужую страну, господин дал одному своему рабу пять талантов, другому – два, третьему – один. Дал, как сказано, «каждому по его силе» (Мф. 25, 15). Дал с наказом приумножить эти таланты, чтобы ему, по возвращении, получить прибыль. Как известно, первый раб употребил свои таланты в дело, и приобрел еще пять талантов. Второй на два вверенных ему таланта приобрел еще два. И только третий, нерадивый раб, боясь гнева господина своего, закопал свой талант в землю.

О чем эта притча? О том, что дар свой, полученный от Бога, нужно развивать, нужно трудиться, чтобы он возрастал, укреплялся и через это приносил много пользы окружающим. Если мы будем так поступать, то услышим похвалу от Дарителя, и не только: мы войдем в радость общения с Ним, как при земной жизни, так и вечности. Но это произойдет только в том случае, если свои таланты мы будем рассматривать не как свою собственность, которой владеем по праву, а как собственность Бога, переданную нам во временное пользование ради приобретения сокровища жизни вечной.

Пользуясь своим ДАРом, не будем забывать благоДАРить Бога за этот талант, и все плоды своих трудов, по-возможности, посвящать Ему. Это значит, что если, скажем, мы зарабатываем деньги, используя свой дар, нужно частью этих денег делиться с нищими и страждущими. Если есть возможность напрямую послужить ближнему своим талантом, нужно делать это, не упуская ни одной возможности. Например, имеющий дар рассуждения помогает разобраться с документами, трудными делами, просто советами – немощным и старым. Имеющий дар физической силы не примнет помочь слабым. Имеющий дар пения может устроить благотворительный концерт. Имеющая дар врачества может стать сестрой милосердия и часть времени уделять безвозмездной заботе о недужных.

Свои дары, повторюсь, нужно рассматривать как вверенные нам на время земной жизни, ради приобретения спасения. При этом можно быть уверенным, что эти дары, приумноженные ради Христа, останутся с нами навсегда – не только в земной, но и в вечной реальности. Господь не потребует от нас назад наши таланты, что мы видим из той же притчи о талантах. Вернувшись и потребовав отчета, как его рабы употребили данные им таланты, хозяин похвалил верных рабов, употребивших их с прибылью, но не сказано, что он забрал эти таланты себе. Напротив, хозяин сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21). Наше останется с нами, ибо мы имеем Господина богатого и щедрого. Однако, повторюсь, не будем забывать славить и благодарить Господина своего за эту щедрость, видя в своем даре Его руку.

Сказав о даре творческом, профессиональном, материнском, необходимо сказать о самом главном нашем даре от Бога – даре жизни. Да, и жизнь наша есть поДАРок Божий нам. Если рассматривать ее под таким углом, окажется, что жизнь наша не принадлежит нам как безусловная собственность. Она есть ДАР, данный нам ради одной цели – соединения со Христом, уподобления Христу. Жизнь дана нам, чтобы мы свободно и с радостью обменяли ее на Христа, приобрели на нее Христа, а значит, и вечное спасение. И когда Он призовет нас из этой временной жизни в жизнь вечную, мы с благодарностью примем этот новый, бесценный ДАР – вечное блаженство богообщения и богосозерцания.

И еще. В самом слове «дар» содержится еще одна мысль, мысль о том, как правильно нужно распоряжаться этим даром. ДАРОМ! Посылая Своих учеников на проповедь, Иисус сказал им: «Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Для нас это означает, что то, что даровал нам Господь, мы должны раздавать другим, не требуя ничего взамен. Конечно, работать нужно, нужно зарабатывать деньги, нужно развивать свой дар, приумножая этим благополучие своей семьи. Но, повторюсь, нельзя забывать, от Кого этот дар, и при любой возможности наделять нуждающихся, делиться с ними своей собственностью, помогать им по мере сил.

Я думаю, что нужно, не жалея, раздавать ближним всего себя, распустить на ниточки минутки своей жизни и вплетать эти ниточки в жизнь тех, кому живется хуже, чем нам. И Господь, видя наше усердие, будет обильно посылать нам Своим дары, будет во всем помогать нам, ибо через служение ближним мы служим Ему.

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст