Азы православия

Культурно ли быть неверующим?


Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин

Оказывается, многие представители культуры были людьми искренно верующими.

Гениальный Микеланджело Буонарроти (1475-1564), совмещавший в себе таланты скульптора, живописца, архитектора и поэта, посвящал свои произведения религиозным темам и открыто исповедовал веру в Бога.

А Леонардо да Винчи (1452-1519), величайший итальянский живописец, скульптор, архитектор и инженер, перед смертью говорил с сожалением: «Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился».

Неподражаемый немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) писал музыку специально на священные темы. Этому же следовал английский композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Наши отечественные композиторы и музыканты, такие, как Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, Смоленский, Кастальский, Гречанинов, Бортнянский, посвящали свои дарования Православной Церкви, обогащая церковные службы своими произведениями, и часто свидетельствовали о своей вере. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы были детьми священника, а Виктор даже закончил Духовную семинарию, писал иконы и расписывал Владимирский собор в Киеве. Он говорил: «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела — как украшение храма — это поистине дело народное и дело высочайшего искусства».

Верующими были М. Нестеров, В. Серов, А. Иванов и другие художники.

Именно вера помогла Василию Сурикову выдержать внутренний надлом в связи со смертью своей молодой супруги. Он написал картину «Исцеление слепорожденного» на евангельский сюжет. На картине изображено, как Христос открывает глаза слепому — самому Сурикову. И прозревший протягивает руки к свету, которого он до этого никогда не видел. За плечом Христа исчезающая, словно в тумане жена, — Спаситель забрал ее.

Общественный деятель М. М. Сперанский оставил после себя специальные богословские книги.

А знаменитый врач, биолог, хирург и педагог Н. И. Пирогов, имя которого носят многие медицинские учреждения, в своем дневнике часто свидетельствует о собственной вере. В его приемной всегда висела икона.

Все ли знают, что В. И. Даль (1801-1872), писатель, ученый, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего «Толкового словаря живого великорусского языка» был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу?

Академик И. П. Павлов, заставший советские годы, был из семьи священника. Даже в период жесточайших гонений на Церковь на дверях его лаборатории в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи». Академик всегда возле храма крестился, так что однажды неверующий рабочий, заметив это, похлопал его по плечу и сказал: «Эх, темнота!». Кстати, церковь, которую посещал Павлов, власти только ради него не разрушали. Храм перестал существовать по смерти академика.

Какое изображение впервые передал по телевидению изобретатель Зворыкин? Православный крест. Потому что изобретатель был верующим, православным человеком.

Также другой наш соотечественник Игорь Иванович Сикорский, изобретатель вертолета, являлся церковным старостой и на свои средства построил храм. У Сикорского есть глубокие рассуждения о молитве «Отче наш». Он говорит, что собственных сил человечества недостаточно для борьбы со злом. Необходима помощь от Бога. А народы, уклонившиеся к безбожию, потерпели крах. В другой работе — «Невидимая встреча» — авиаконструктор делает вывод: мир, который полагается на материальное в ущерб духовному, не имеет будущего.

Певец Федор Шаляпин был искренно верующим человеком и часто посещал православный храм. А Иван Козловский перед каждым концертом осенял себя крестным знамением.

Никто из них не стыдился веры.

Многим ли известно, что полководец А. В. Суворов, не потерпевший ни одного поражения, отличался особенным благочестием. В родном селе он пономарил (прислуживал при богослужении) в храме. Его тетрадь «капральских бесед» начинается советом: «Молись Богу, от Него победа!» Часто он говорил: «Безверное войско учить — что перегорелое железо точить».

Полководец считал, что на войне победу одерживают не руки и ноги, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. Поэтому перед взятием Измаильской крепости Суворов отдал приказ: «День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять!..» И взяли, потому что укрепили свой дух.

Награды, присылаемые в войско, Суворов велел всегда окроплять святой водой. В конце жизни он подавал прошение государю об уходе в монастырь, а перед смертью написал покаянный канон (молитвословие, составленное по определенному порядку и правилу), в котором просил Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного». Последние слова Суворова были: «Долго гонялся я за славой — все мечта. Покой души — у престола Всевышнего».

С молитвой к Богу обращались Ермолов, Кутузов, который дважды был смертельно ранен в висок, но чудом выжил; князь Потемкин, который также написал перед смертью канон Спасителю, где приносит раскаяние в своих грехах и возлагает надежду на Господа и Божию Матерь; Нахимов, Скобелев (также не знал ни одного поражения).

Непобедимый адмирал Федор Ушаков (1745-1817) недавно был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Его родители с детства привили ему искреннее благочестие, которое сохранилось в нем на всю жизнь. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов Ушаков совершал одну за другой победы, так что моряки точно знали: где Ушаков — там победа. Кстати, его корабль носил название «Рождество Христово». Его суда всегда сопровождали священники. После каждой победы он собирал моряков в храм для благодарственного молебна Богу.

Когда, с изменившейся политикой, Россия уже в союзе с Турцией в 1798 году выступила против Франции, Ушаков возглавил российскую и турецкую эскадры. На этом месте он показал красоту и величие православного русского духа. Так, однажды турецкий адмирал предложил коварно перебить ночью всех пленных, заранее пообещав им свободу. Ушаков не допустил совершиться этому. Он постоянно сдерживал чрезмерную жестокость своих военных союзников.

Уйдя в отставку, адмирал поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря в Мордовии, где ранее жил его родной дядя — преподобный Феодор. Теперь адмирал особенно много молился, весь Великий пост проводил в монастыре. За день до своей кончины он исповедался и причастился Святых Тайн. Ныне у его святых мощей совершаются чудеса.

Маршал Василевский, сын протоиерея, в годы гонений тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн.

Уникальной личностью являлся и маршал Георгий Жуков. Это был человек удивительного мужества, так что еще в отрочестве, будучи тринадцати лет, он кинулся в пылающий дом, чтобы вытащить односельчан больную старуху и детей. И с глубинным, внутренним мужеством в Жукове сочеталась... искренняя вера! В 20-х годах будущий маршал встречался с последним Оптинским старцем Нектарием (1928), с которым советовался и сам святой патриарх Тихон. Старец благословил Жукова, сказав, что ему везде будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».

На войне один генерал-майор как-то спросил Жукова, верит ли он в Бога. Маршал ответил, что верит в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед Ним. Георгий Константинович возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери, которая издревле помогала русским воинам. У фашистов он отбил чудотворную Гербовецкую икону Богородицы, она теперь находится в Киеве.

Он помогал монастырям, храмам. Так, священник из села Омелец Брестской области, поздравляя в письме Жукова с победой, пожаловался, что оккупанты увезли из его церкви все колокола. Вскоре он получил посылку весом в тонну — три колокола, которые и до сих пор украшают храм. На открытии восстановленного Жуковым храма в Лейпциге маршал сам возжег рампаду. А незадолго до смерти он сказал своей шестнадцатилетней дочке: «Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду».

Как поет один современный певец, «на войне не бывает атеистов». В боях, перед лицом смерти человек надеется только на Бога.

 
Автор: священник Валерий Духанин
Из книги: «Сокровенный мир Православия»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст