Азы православия

Где кроется смысл жизни?


Валерий Духанин
Иерей Валерий Духанин

Вы наверняка согласитесь, что человек — существо уникальное, загадочное. Едва появившись на свет, мы сами уже представляли собой великую, не разрешимую никем загадку. Разве расскажет кто-нибудь, что он думал, чувствовал и как ощущал себя в младенчестве? Нас — эту тайну рождения — пытались познать наши родители, родные и близкие. Взрослея, мы сами стали с удивлением познавать этот мир. Теперь уже он ставил перед нами свои загадки. И первое, что из века в век слышат родители от детей, это бесконечное: «Почему? Зачем? Для чего?». Дальше — необъятная дорога познаний...

Итак, познают нас и познаем мы; есть загадки, и есть удивительное желание их открыть! Так чем же все это продиктовано: простым любопытством, необходимостью жизни или потребностью человеческого сердца?

Ученые считают, что все вещи видимого мира подчиняются строгим законам и служат определенной цели, которая изначально им задана. С учеными можно соглашаться или нет. Но иногда действительно возникают вопросы: почему планеты с точностью в доли секунды совершают свой путь вокруг Солнца? Для чего человечество заброшено на планету-пылинку, находящуюся далеко не в самом центре галактики? Почему на Земле в каждый момент кто-то рождается, а кто-то умирает? Зачем рыба, преодолевая непроходимые пороги, поднимается вверх по водопаду, чтобы именно там отложить икру? Почему родившийся жеребенок сразу же становится на ноги, а у людей новорожденный младенец нуждается в заботе большей, чем детеныши всех животных в мире?

Может быть, все и вправду подчинено разумному смыслу, имеет свое, порой неведомое нам назначение. А лично в вашей душе не возникал ли другой, наверное, очень насущный вопрос: есть ли смысл в жизни самого человека?

Прежде всего, попробуйте-ка назвать такую работу, которой не хотел бы заниматься в никто из людей. Конечно, вы перечислите много профессий, которые вас отталкивают своим содержанием, кажутся вам просто неприемлемыми. Человеку, благо, дана возможность выбрать хотя бы одну самую лучшую для него профессию. Но обратите внимание: работа, которая нравится вам, может не удовлетворять другого. Напротив, та, что отталкивает лично вас, может привлечь другого.

Нужна ли нам цель?

В мире много профессий, и каждая хоть кому-то да приходится по душе, иначе вообще не существовало бы ответственных, искренних, любящих свое дело работников. И только одной работы не желал никто, никогда и нигде — это работы бессмысленной.

Во время Второй мировой войны фашистские захватчики устраивали в концлагерях над пленниками следующую пытку. Они заставляли бесцельно переносить камни с одного места на другое и обратно. Многие, осуществляя эту совершенно бессмысленную работу, теряли последние внутренние силы, надламывались.

Значит, человек не терпит бессмысленности, он ищет, чтобы была какая-то разумная цель, достижению которой можно было бы посвятить свои силы и внутренние дарования.

Но какое отношение это имеет конкретно к каждому из нас? Психологи долго ломают головы над тем, как объяснить причину угасания духовной жизни человека и, как следствие — умножение душевных болезней. Почему происходят самоубийства? Почему возникает тяга к наркомании и преступлениям? Как объяснить то, что врачи называют экзистенциальным неврозом, — им теперь страдают более 20% жителей Европы? И среди самых разных ответов есть один достаточно интересный. Оказывается, многие недуги души связаны с тем, что человек переживает глубокую внутреннюю пустоту.

А любая пустота — это отсутствие чего-то. Чего же так не хватает душе человека?

Ученый Рене Декарт (1596-1650) говорил: «Я мыслю, следовательно, существую». А мы добавим: «Если я мыслю, значит — могу подумать над тем, для чего я существую». И может быть, познать смысл своей жизни — значит познать самого себя, и даже более — познать свое счастье!

Теперь представьте, что вы совершаете путешествие в поисках золота и вдруг забрели в пустыню Сахару. У вас ни капли воды. Где заветный родник, вы знаете приблизительно. Так, скажите, в этот момент вы будете искать золото или то, что утолит вашу жажду?

Когда человек голоден, ему необходимо насытиться, когда он жаждет — напиться, а потребность смысла в жизни — это духовная жажда. Эта жажда подсказывает, что надо найти что-то самое главное, что насытит всю твою душу, удовлетворит всем желаниям сердца. А когда этого нет, то не радуют даже найденные слитки золота.

А что ищут люди?

Непостижимые тайны Вселенной — они оставляют нас в изумлении и безмолвии! Если бы не существовало воды, человек и не жаждал бы! Если бы не существовало смысла жизни, человек и не мучился бы от его отсутствия! Но раз он есть, значит, можно искать.

Давайте вместе с героями «Марсианских хроник» Рея Брэдбери совершим путешествие на Марс. Посмотрим, как участники экспедиции выходят на планету, пытаются осторожно исследовать местность — вдруг видят своих почивших родителей, родных и близких. Те, живые, с радостью встречают команду. Все космонавты расходятся по домам, пьют, едят, отдыхают, испытывают глубочайшее удовлетворение и даже мыслью не возвращаются к космическому кораблю: экипаж забывает, зачем находится здесь. Главное — люди получили то, что было заветной целью в их душах. И только капитану, блаженно вытянувшемуся на постели, вдруг приходит мысль: а не являются ли все эти наслаждения мнимыми, не есть ли это только коварное внушение марсиан, которые, подлаживаясь под мечты и желания человека, прельстили его сладкими, но призрачными миражами, чтобы погубить, застав врасплох? Мысль, явившаяся так поздно, не спасла экипаж...

Так что же, на ваш взгляд, космонавты искали больше всего? Не послужило ли это главной причиной потери их бдительности?

Вернемся на родную планету, планету поисков и разочарований. Ведь и здесь не меньше загадок, не меньше вещей странных, непредсказуемых.

Не загадка ли, что герой рассказа Чехова земский врач Дмитрий Ионович Старцев, благородный и трудолюбивый, живший возвышенными идеалами, горевший любовью, вдруг превращается в обрюзгшего, заплывшего жиром стяжателя, в человека без мыслей и впечатлений, так что «теперь он одинок, живется ему скучно, ничто его не интересует»? Какой же целью он руководствовался, что пришел к такому печальному концу?

Не загадка ли, что герой Джека Лондона Мартин Иден, который отдал все силы на свое внутреннее развитие, интеллектуальный и культурный рост, на раскрытие своих творческих талантов и наконец, стал известным, знаменитым писателем, — вдруг страшно разочаровывается и заканчивает жизнь самоубийством? Почему же известность и творчество не принесли ему полноценного удовлетворения?

Не загадка ли, что академик Андрей Дмитриевич Сахаров, всего себя посвятивший исследованию тайн атома, результатом чего явилась всем известная бомба, затем всю жизнь боролся за разоружение? Почему же его научные поиски в итоге привели к отрицанию их результатов?

Не загадка ли, что древнегреческий общественный деятель Исократ, проведший всю жизнь среди людей, оставил как завещание: «Проживи незаметно»? Что известный писатель, будучи на пике славы, сжигает роман, появление которого так ждали читатели? Что современные актрисы меняют поклонников на строгие монастыри? И что рвущиеся к власти люди, очутившись у руля страны, вдруг оказываются беспомощными и несчастными, достойными посмеяния целого мира?

А умудренный духовным и житейским опытом святитель Иннокентий, митрополит Московский (879), отмечал: «Всякая желаемая нами вещь только до тех пор нам нравится, пока мы еще ею не владеем; когда получим ее, то она скоро наскучивает нам. Или нам кажется хорошо и заманчиво лишь только то, чего мы еще не имеем, а все, что мы имеем из вещей, хотя бы и самое лучшее, или нам недостаточно, или нас не занимает. Лучший пример этому есть царь Соломон, который, как известно, был столько богат, что вся домашняя утварь во дворцах его была из чистого золота; был столько премудр, что цари приходили послушать его, и был столько славен, что враги трепетали его. Он, будучи просвещен и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям, так что почти не было вещи на свете, которой бы он не имел или не мог получить. Но при всем том и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца его томили и мучили его гораздо более, нежели обыкновенного человека; и он, наконец, испытав все на свете, сказал в своих писаниях: все на сем свете суета, и ничто не может насытить наших желаний».

В этом мире есть вещи, ценность которых мы можем познать только на собственном опыте. И на собственном опыте человек узнаёт, что наслаждением кажется многое, однако далеко не все удовлетворит его так, как ему самому хотелось бы.

Например, разве не хочется иметь роскошный, богатый стол? — Но каждый день надо долго готовить обеды, которые в считанные минуты исчезают и оставляют после себя горы немытой посуды. Да и сколько бы человек ни насыщался едой, он не удовлетворит свою потребность в пище раз и навсегда.

Разве не хочется быть бодрыми, сильными или хотя бы просто высыпаться? Но все равно наше тело, оказавшись в переплетении каких-то обстоятельств, чрезмерно утомится, выбьется из сил или подвергнется изнурительной болезни. Так что даже самый великий «нехочуха» не найдет здесь, на земле, полного покоя.

Может быть, причина кроется в отсутствии материального достатка? Но из века в век повторяется замкнутый круг: сколько ни дай человеку денег, глазам будет казаться все мало. Да и чтобы достичь большого заработка, надо приложить столько усилий, времени и жизненной энергии, что сам заработок порой становится уже не в радость. Да и способен ли человек взять свои богатства с собой в гроб? В лучшем случае, они сполна покроют расходы на похороны и станут достоянием, причем также временным, адресатов завещания...

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг теряет все, что имел на земле. Певец вдруг перестает петь, актер играть, поэт сочинять, писатель писать, художник рисовать и так далее...

Конечно, мы слушаем записи песен, смотрим фильмы, читаем романы, созерцаем картины и на уроках изучаем теоремы давно ушедших людей. Плоды их творчества, научных изысканий, жизненных стремлений остались нам. Но сами-то они как же, куда ушли и что из ценностей своей жизни забрали с собой?

Да, они внесли известный вклад в науку, философию, искусство или политику, но это становится больше достоянием уже других, пока и те не приблизятся к крайнему порогу жизни. Что же остается при самой человеческой личности, когда она покидает наш мир? Что же человек унесет с собой в вечность?

Из века в век человечество созидало свою культуру и люди старшие приобщали к этой культуре младших. Без этого нет истории. И, конечно, жизнь имеет значимость, если силы затрачены на приобщение детей всему лучшему, что имеется в мире. Но есть один интересный момент: если каждое поколение полагает смысл своего существования только в воспитании нового поколения, тогда все человечество в целом оказывается в каком-то бессмысленном движении по течению времени в никуда.

Каждое, исчезая, пытается передать что-то, как кажется, лучшее поколению новому, но это новое, так же скоро приблизившись к исчезновению, пытается передать опять что-то лучшее следующему. И в этой эстафете без финиша все исчезают... Где же смысл бытия в целом всех поколений?

В чём кроется смысл жизни

Сам поиск человеком смысла жизни показывает, что смысл этот действительно существует. Корова не думает о смысле ежедневных прогулок на пастбище, и белка не будет столько мучиться над бесцельностью своих действий, когда ее посадят в колесо. Им, как животным, и не нужно этого. Человек же ищет осмысленности своей жизни, ищет так, как будто он потерял что-то для него очень важное.

И, наверное, вы согласитесь, что если вообще существует смысл жизни, он должен иметь прямое отношение к каждой конкретной личности, независимо от ее пола, национальности и возраста.

Более того, мы все находимся перед проблемой: или жизнь в целом имеет свой смысл, и тогда она должна иметь его в каждое мгновение, теперь же, прямо сейчас, а не в мечтах о светлом будущем; или же нынешняя жизнь совершенно бессмысленна, и тогда человек с его душой и чувствами — глубокая ошибка природы.

Очевидно, настоящий, истинный смысл жизни состоит только в том, что не исчезнет со смертью человека и что имеет отношение не к другим, а именно и прежде всего к этой конкретной личности, пусть даже расстающейся с земным бытием. Значит, если есть в нашей жизни смысл, то этот смысл действительным может быть только тогда, когда жизнь человека вечная.

И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово счастье, которого так ищут люди, означает со-участие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно?

 
Из книги: «Сокровенный мир Православия»
Автор: Валерий Духанин
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст